День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Код Шухова — 1896. Нефть «БраНобель» и «МАЗУТ» Ротшильдов

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/nizhegorodskie-otkrytiya/kod-shukhova-1896-neft-branobel-i-mazut-rotshildov#sigProGalleriaf6be646038
joomlamodniyportal.ru

Одно из направлений нашего повествования о Великой выставке в Нижнем Новгороде 1896 года мы условно назвали «Шухов и нефтяная промышленность». Выбор наш неслучаен: с одной стороны, широкая публика до сих пор мало что знает об этой многогранной деятельности Шухова, а с другой — оно удивительным образом тесно связано с Нижним Новгородом. Эта немаловажная деталь стала одним из интереснейших, на наш взгляд, открытий, сделанных в ходе работы над первым изданием нашей книги.

Будущее всего человечества

«Ты не представляешь себе, насколько это перспективное дело, — писал Роберт Альфреду Нобелю в Швецию. — Нефть — это воистину будущее всего человечества…» Новым делом увлекся и Людвиг. Его неслучайно называли «генератор новых идей», он быстро вошел в курс дела. В 1876 году братьями Робертом, Людвигом и Альфредом совместно с бароном П. А. Бильдерлингом была основана нефтяная компания «БраНобель» (Broderna NOBEL), а в 1879 году образовано «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», которое вплоть до 1918 года было самой крупной нефтепромышленной фирмой в России. В конце ХIХ века Нобелей называли уже «русские Рокфеллеры». В списке крупнейших российских компаний товарищество БраНобель занимало одно из первых мест. Это была корпорация, которая занималась всем, что связано с нефтепродуктами: разведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой, продажей, исследованиями и даже утилизацией отходов перегонки. «Имя Л. Нобель связано с развитием нефтяного дела не только в России, — свидетельствует современник, — смело можно сказать, что благодаря предприимчивости этого замечательного деятеля нефтяные богатства всего земного шара получили широкое применение». И одним из результатов этой деятельности стала замена господствовавшего тогда во всем мире американского керосина продуктом отечественного производства.

Ад

«Нефтяные промысла остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада, — рассказывает побывавший в Баку Максим Горький. — Среди хаоса вышек прижимались к земле наскоро сложенные из рыжеватых и серых неотесанных камней длинные низенькие казармы рабочих, очень похожие на жилище доисторических людей… Жутко было смотреть на полуголых детей, они месили ногами зеленоватую жирную слизь в лужах…»

Рай

Не эти ли мрачные картины побудили Нобелей создать в непосредственной близости от Черного города райский сад?

6 мая 1882 года Людвиг Нобель заложил поселок и назвал его Villa Petrolea. Десяток зданий в византийском стиле, предназначенных для 100 служащих компании. Из каждого окна, обращенного на юг или на восток, видно море. Здесь клуб, комнаты отдыха, библиотека. А также театр, кегельбан, теннисные корты, велотрек. Благодаря чернозему, привезенному из плодородных земель Ленкорани, и пресной воде, доставляемой с Волги, здесь зацвели сады. Поселок стал подлинным оазисом среди тропической жары и окружающей Баку бесплодной полупустыни. Питьевой водой жителей обеспечивал опреснитель. С завода к домам был подведен газ для приготовления еды и отопления комнат. Освещение и на предприятии, и в поселке было электрическое, действовала телефонная линия. И, что совсем невероятно для XIX века, была сооружена установка для кондиционирования воздуха, которая позволяла поддерживать в летний период комфортную температуру в 15–20 градусов. Морем в конце весны доставлялось 800 тонн льда, которого хватало на весь летний сезон. «Здесь прекрасная оранжерея и велотрек, — сообщала 13 января 1901 года газета “Каспий”. — Дома заводских служащих и клуб утопают в зелени. Народные чтения, концерты, спектакли дают возможность служащим с пользой проводить часы досуга в праздничные дни. При заводе существуют школа и курсы технического черчения, учрежденные фирмой Нобель на поприще образования и насаждения профессиональных знаний среди своих рабочих и служащих».

Нобелевская утопия

Нобелевская деятельность поражает территориальным размахом: промышленные центры — Баку, Нижний Новгород, Уфа; транспортно-коммуникационные узлы — Царицын, Астрахань Саратов, Самара; рекреационные центры — Черноморское и Каспийское побережье, базовый центр — Санкт-Петербург.

Всего в нефтяной империи БраНобель работало около 30 тысяч человек, следовательно, в ее орбиту вместе с членами семей рабочих и служащих входило не менее ста тысяч человек. Идея обновления жилой среды рабочих была реализована в нобелевских городках Уфы и Царицына, Астрахани и Саратова, Самары и Рыбинска. Братья Нобель в дореволюционной России стремились осуществить собственную социальную утопию, воплощая проект своего «Города солнца». И об этой многогранной деятельности рассказывала экспозиция павильона «Товарищества Бр. Нобель» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Принципы Людвига Нобеля

Одним из основных принципов Людвига Нобеля было стремление связать интересы служащих с успехом предприятия: 40% прибылей распределялось служащим. «Милостивые государи, я уже более 20 лет стараюсь приложить к своим предприятиям ту теорию, чтобы сделать каждого человека, который работает вместе со мной, участником в достигнутых результатах, чтобы тот, кто делит со мной труды, имел право делиться со мной и моими барышами» (Людвиг Нобель, 1882 год).

Владимир Шухов — автор прорывных технологий и творец углеводородной эпохи

В 1878 году 24-летний Владимир Шухов принял предложение инженера А. В. Бари, вернувшегося в Россию из США, стать главным инженером основанной последним в Санкт-Петербурге фирмы по строительству металлических конструкций «Техническая контора инженера А. В. Бари и Ко». (Позже, в 1896 году, эта фирма была переименована в «Строительную контору инженера А. В. Бари».) Кроме того, с 1878 по 1880 год Шухов являлся представителем фирмы в Закавказье.

Ничуть не умаляя заслуг предпринимателя Людвига Нобеля, отметим все же, что большинство разработок и изобретений, обеспечивших прорыв нефтяной отрасли, сделаны совсем еще молодым человеком, но уже великим инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым. В 1878 году встреча молодого инженера Владимира Шухова с Людвигом Нобелем в Баку положила начало глобальным изменениям в нефтяном деле: первый нефтепровод фирме Бари закажет именно компания «БраНобель». Спроектирует его и будет руководить строительством Владимир Григорьевич Шухов.

Этот период как раз и отмечен уникальными разработками, изобретениями и открытиями Шухова в нефтяной промышленности. Здесь он начал исследования в области трубопроводной техники для транспортировки нефти, а затем и мазута. На Балаханских нефтепромыслах молодой инженер спроектировал два первых в России нефтепровода длиной 9 и 12 км и сам руководил их строительством. Он предложил транспортировку по трубопроводам мазута как среды большой вязкости с предварительным подогревом — повышение температуры уменьшало вязкость мазута. В 1879 году он подал заявку на привилегию (патент) на «Форсунку для сжигания жидкого топлива».

В начале 1880-х Шухов стал проектировать и руководить строительством резервуаров цилиндрической (и даже шарообразной) формы для хранения жидкого наполнения: нефти, нефтяных остатков от перегонки нефти, смазочных масел, спиртов, впоследствии и газов.

Вопросы переработки нефти являются одними из важнейших в творческой биографии великого инженера. С конца 1880-х годов он вел активную изобретательскую деятельность по конструированию аппаратов для перегонки нефти. Именно Шухов является изобретателем крекинг-процесса получения моторных топлив, в частности бензина.

«Мазут» братьев Ротшильдов

Неожиданным было появление в российском нефтяном бизнесе братьев Ротшильдов. Такая возможность предоставилась в связи с затруднениями в финансировании строительства железнодорожной ветви Баку—Батум. Для Ротшильдов участие в железной дороге открывало возможность экспорта дешевой русской нефти на свои нефтеперерабатывающие заводы на Адриатике. Эту идею уловил глава французской ветви семьи Ротшильдов Майер Альфонс де Ротшильд (1827—1905). Возглавив в 1868 году парижский банкирский дом, он проявил большую заинтересованность в бакинской нефти.

Барон Альфонс Ротшильд, взявшийся достроить дорогу, получил в обмен на это право на льготное владение нефтяными предприятиями в Баку. Заем, предоставленный Ротшильдами, позволил уже к 1883 году достроить железнодорожную магистраль Баку—Батум. В 1886 году на базе Батумского нефтепромышленного и торгового общества (БНИТО) Бунге и Палашковского Альфонс Ротшильд создал Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество, которое вскоре стало второй по величине компанией Бакинского нефтяного района.

Дискриминационный императорский указ 1882 года запрещал евреям владение землей, а также ее аренду в той или иной форме. Однако барон Альфонс Ротшильд был настолько крупной и влиятельной фигурой, что на него этот указ распространяться не мог, и компания Ротшильда была образована.

Вступление Ротшильда в среду бакинских нефтепромышленников многими ожидалось с большим нетерпением и надеждой, так как в Баку чувствовалось страшное безденежье. Привлеченный капитал парижского банкирского дома дал сильнейший толчок всему нефтяному делу. Его кредит был самым дешевым в Баку. В России в тот период можно было получить кредит под 20% годовых. Ротшильд предоставлял кредит российским нефтепромышленникам под 6%. Делалось это, конечно же, не из альтруистических побуждений: он брал с них обязательство продавать весь добываемый керосин ему, а уж сам он выходил на мировой рынок.

Далеко неоднозначным было отношение к иностранным инвестициям вообще и к проникновению Ротшильда в нефтяной Баку в частности во властных структурах России. Не обошлось и без недовольства потесненных местных компаний и обвинений в адрес чужеземцев, что не дают дышать исконным российским промышленникам.

Однако за свободу предпринимательства для иностранных фирм активно выступил наместник Кавказа князь М. Голицын. С ним был солидарен и министр финансов России С. Витте, выступавший за беспрепятственное приобретение иностранными компаниями нефтеносных земель, недвижимости. Имея в бакинских сейфах 6 миллионов (золотых) рублей и 25 миллионов франков основного капитала, Ротшильды со свойственной им энергией и размахом взялись за дело. В Батуме Ротшильды соорудили резервуарный парк и вместительные склады для приемки и хранения керосина.

За короткий срок компания Ротшильда распространила свое влияние на 135 мелких и средних нефтяных предприятий. Ротшильд скупал у них керосин для отправки на внутренние рынки России и в другие страны.

К началу 1890 гг. Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество становится главным экспортером. Оно реализует 26% общего вывоза, второе место у товарищества «Братьев Нобель» — 18%, остальной экспорт распределялся между другими отправителями, как свидетельствует «Обзор фабрик и заводов Закавказского края», Тифлис, 1894.

Нефтепродукты отправлялись из Баку в Великобританию, Австрию, Бельгию, Индокитай, Турцию, Японию, Грецию, Китай, Германию, Голландию, Францию, на Мальту, в Португалию, Алжир, на Филиппинские острова, в Придунайские княжества. 27 600 тыс. пудов керосина было вывезено Ротшильдами из Баку через Батум.

Нисколько не сбавляя темпов экспорта, Ротшильды принялись и за овладение внутренним емким рынком России. «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» открыло свои конторы в волжских городах Нижнем Новгороде, Самаре, Царицыне, Астрахани, оно создало свои хозяйства и на Балтике — так называемые Рижские резервуары, и в Белоруссии — Витебские резервуары, и в Польше — Варшавские резервуары. Нефтепродукты туда доставлялись водным путем, эту задачу выполняло ротшильдовское торгово-транспортное общество «Мазут», начавшее действовать с 1898 года. Несколько лет спустя оно превратилось в крупнейшее нефтеэкспортное и нефтеторговое объединение, располагавшее к тому же своим бензиновым заводом.

Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество и его дочерняя фирма «Мазут» держали теснейшую связь с «центром» — парижским банкирским домом «Братья Ротшильд».

Представителем Каспийско-Черноморского пароходства Ротшильдов в Нижнем Новгороде был Григорий Абрамович Поляк, основатель торгового дома «Г. А. Поляк и сыновья».«В 1898 году фирма Полякова вместе с Ротшильдами и группой Петербургского международного банка учредила нефтепромышленное и торговое общество «Мазут» в Нижнем Новгороде, Сормове, Ярославле, Москве, Астрахани.

Следует отметить, что фирма Нобелей была крупнейшим деловым партнером «Мазута». Вместе они составляли гигантский картель «Нобель — Мазут», доминировавший на русском нефтяном рынке.

Первый магистральный

Необходимость строительства нефтепроводов от заводов к причалам для налива в морские суда подчеркивал и крупнейший ученый-химик Д. И. Менделеев, который с 1863 года изучал экономику и состояние нефтепромыслов Баку. В 1877 году состоялась поездка Д. И. Менделеева в США, чтобы, как разъяснял ученый, «…уяснить, где причина процветания нефтяного дела в Америке, что задерживает дело это у нас и что должно сделать для того, чтобы устранить задержку».

Заинтересовавшись бакинской нефтью и развитием нефтяного дела на Апшероне, Д. И. Менделеев (ученый несколько раз бывал в Баку) не скрывал своего разочарования, узнав о резком расхождении мнений среди крупных предпринимателей относительно вопроса строительства Каспийско-Черноморского нефтепровода: «Если я ныне перестал заниматься вопросами бакинской промышленности, то это происходит главным образом потому, что отказ от Баку-Батумского нефтепровода, по моему личному мнению, направил бакинское нефтяное дело в нежелательную для успеха русской промышленности сторону».

Признавая основную роль Ротшильдов и Нобелей в развитии нефтяного дела на Кавказе, ученый подчеркивал, что «технические успехи в Баку возможны только для крупных заводчиков».

Среди промышленников, реально поддержавших идею сооружения нефтепровода были А. Ротшильд, Г. З. Тагиев, И. П. Илимов и С. И. Багиров. Так, А. Ротшильд внес залог на сумму 1 млн руб. в 4%-ных облигациях внутреннего займа в петербургское отделение Лионского кредитного общества, а также финансировал работы ученого-инженера В. Г. Шухова по подготовке проекта сооружения (газета «Каспий». 1888. № 155). А. Ротшильд писал в С.-Петербург: «У меня есть все основания надеяться, что дело, которое мы желаем предпринять, даст прибыль на вложенные в него капиталы и что оно будет способствовать промышленному и коммерческому развитию страны».

В итоге самый длинный в то время магистральный трубопровод Баку—Батум диаметром 200 мм и длиной 885 км с 16 перекачивающими станциями был построен в течение 10 лет; его официальное открытие состоялось 24 июля 1907 года. Правительственная комиссия по приемке особо благодарила Ротшильдов за активное участие в строительстве. Этот трубопровод по проекту В. Г. Шухова сравнивали по значимости с сооружением Эйфелевой башни в Париже и Транссибирской железной дорогой в России.

Татьяна Виноградова и Сергей Авдеев
Фото предоставлены авторами альбома

  • 067 (1118) 17.08.2016

Свежий номер

Свежий номер

064 (1228) 16.08.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru