День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Код Шухова — 1896. Что изобрел Шухов?

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/nizhegorodskie-otkrytiya/kod-shukhova-1896-chto-izobrel-shukhov#sigProGalleria5303aef426
joomlamodniyportal.ru

Продолжение. Начало в № 62, 67

Шухов—Бари: творческо-коммерческий тандем

В жизни Шухова огромную роль сыграл Александр Вениаминович Бари — инженер, предприниматель и общественный деятель, создатель первой в России инжиниринговой компании. Он общался с Львом Толстым, Дмитрием Менделеевым, Николаем Жуковским, Петром Худяковым, Федором Шехтелем. С 1870 года Александр Бари жил в Америке. Именно там он познакомился с Владимиром Шуховым, который посетил Соединенные Штаты с делегацией российских инженеров и ученых. В составе той делегации был и Дмитрий Менделеев.

Вернувшись в Россию из США, Александр Бари создает свою строительную контору, а Шухов становится в ней главным инженером. Тандем Шухов—Бари будет существовать десятилетия и окажется весьма продуктивным. Бари охотится за выгодными заказами с пылкой энергией истинного коммерсанта, а Шухов — творит. Он — создатель продукции.

Совет на миллион

Именно благодаря Шухову контора Бари получила почти все государственные заказы на строительство павильонов Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.

Своему патрону Шухов дал полезный совет: на подряды на сооружение павильонов выставочным комитетом будут объявлены торги. Вот тут-то контора Бари может опередить всех. Какой другой подрядчик осмелится предложить конструкции павильона бесплатно?! Одно условие: чтобы ему были возмещены расходы по их сборке на месте. После окончания работы Выставки павильоны переходят в собственность конторы. Обычно, когда закрывается выставка, все ее сооружения идут на слом или продаются за бесценок, а Шухов был уверен в своих конструкциях. Он знал: их раскупят, причем недешево.

1896 год. Минуло 20 лет, как Шухов окончил Императорское техническое училище. Он по-прежнему энергичен, поразительная трудоспособность его не покидает. С какой-то ненасытностью он берется за разработку новых и новых проблем, ничего не бросает на полпути, ничего не оставляет незавершенным.

Экспериментальная мастерская уникальных конструкций

Выставка в Нижнем Новгороде стала для Шухова своеобразной экспериментальной мастерской, где он блестяще воплотил в жизнь все свои идеи уникальных строительных конструкций.

Здания, спроектированные Владимиром Григорьевичем Шуховым, выделялись среди прочих павильонов. Все его выставочные сооружения поражали посетителей. Громадные пространства павильонов перекрывали невиданные ранее ажурные цилиндрические своды и легкие, подобные паутине, металлические сетки. В Нижнем Новгороде Шухов впервые применил мембранное покрытие. Он настолько опередил свое время, что многие его решения вызывали у одних недоверие, а у других — восхищение.

«Ответственность беру на себя»

Владимир Григорьевич проектировал крупные выставочные павильоны. На любой выставке встает вопрос перекрытия больших пространств. В ту пору таких большепролетных конструкций почти не было. Инженеры всего мира работали над их созданием. Это делал и Шухов. Всероссийская выставка 1896-го дала ему редкую возможность реализовать сразу, залпом все идеи строительных конструкций — металлических и деревянных, которые, возможно, годами зрели в его голове. Сам участвовал в строительстве, наблюдал за возведением выставочных павильонов. Для Нижегородской выставки Шухов предложил принципиально новые конструкции, которых мир до этого не знал. Впервые в практику строительства он ввел висячие металлические покрытия, ставшие прототипом тех, что в 1972-м были возведены для мюнхенской Олимпиады. По своей идее они напоминали тент или шатер. Изящные гибкие стальные сетки перекрывали четыре громадных павильона выставки. Центральную часть круглого здания Инженерно-строительного отдела диаметром 25 метров он закрыл тонким листовым железом, которое, провисая, образовывало огромную вогнутую чашу. Прогиб достигал полутора метров. Именно это покрытие вызывало в свое время опасения экспертов: инженеры боялись, что чаша не выдержит тяжести снега и произойдет авария. Впереди зима, возможно, суровая и снежная: до открытия выставки больше полугода. Но Шухов заявляет: «Распорядитесь, чтобы снег с крыши не сбрасывали, ответственность беру на себя». Его уверенность была основана на блестящей инженерной интуиции и на точном математическом расчете.

Именно здесь, в Нижнем Новгороде, В. Г. Шухов внес огромный вклад в развитие строительного искусства, создав новаторские, поражающие смелостью замысла, простотой, изяществом и одновременно надежностью и долговечностью пространственные системы покрытий и высотных сооружений из металла.

Что же изобрел инженер Шухов в Нижнем Новгороде?

Перечислим «нижегородские выставочные изобретения» Шухова. Прежде всего это — ажурная металлическая башня в форме гиперболоида, выполненная из прямых стержней.

Во-вторых, это — подобные натянутому тенту висячие покрытия, составленные из стальных полос.

Затем — легкие цилиндрические своды, образуемые арками с особой системой затяжек.

И наконец — покрытия в виде тонкой металлической мембраны, принимающей в рабочем состоянии форму вогнутой чаши.

Полный список павильонов, выполненных Строительной конторой А. В. Бари, находим в статье «Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде», помещенной в Нижегородском иллюстрированном календаре В. И. Виноградова на 1896 год. Приведем выдержку из этой статьи: «Московская фирма инженера А. В. Бари, принявшая на себя сооружение Инженерного отдела — 1700 кв. саж., постройку дополнительного здания Машинного отдела — 1000 кв. саж., здания для Фабрично-заводского отдела — 2200 кв. саж. и здания Ремесленного отдела — 600 кв. саж., сама спроектировала все поименные здания и выполнила их по новейшим усовершенствованным системам инженера Шухова, причем архитектурная часть их принадлежит акад. Косову. Группа зданий для Инженерного отдела, сооружаемая также по системе инженера Шухова, представляет особый технический интерес ввиду новизны и оригинальности этой системы. Группа состоит из одного круглого здания с железным поворотным кругом внутри и двух прямоугольных, расположенных симметрично по бокам круглого, которое выполнено по типу паровозного депо с радиальными путями для постановки подвижного состава. Эти три здания сооружаются без употребления твердых стропил; система Шухова основана на принципе устройства палаток: строится железная сетка, которая прямо покрывается кровельным железом. В прочих зданиях Бари крыша покоится на твердых арочных стропилах с затяжками весьма легкой конструкции».

Этот отрывок привлек наше внимание прежде всего, потому, что здесь, помимо перечисления выполненных Строительной конторой А. В. Бари выставочных павильонов, указаны их площади и даже даны краткие характеристики уникальных шуховских конструкций. Во-вторых, в приведенном отрывке отразились впечатления очевидца той далекой выставки, причем впечатления самые свежие. Обратим внимание на то, что иллюстрированный календарь Виноградова вышел в свет в январе 1896 года, то есть за четыре месяца до открытия Всероссийской выставки, а готовился к изданию в 1895 году, когда выставочные павильоны, среди них и шуховские, только сооружались. Но уже тогда составитель нижегородского календаря одним из первых, если не первым, среди своих современников дал в прессе высокую оценку конструкций инженера Шухова, тем самым привлекая к нему внимание читателей. Более того, В. И. Виноградов счел необходимым поместить в своем издании фотографию хотя бы одного из шуховских павильонов и выбрал из них интереснейший по конструктивному решению — круглое в плане центральное здание Строительного и Инженерного отделов. В нем воплотились сразу два шуховских изобретения: центральная часть павильона диаметром 25 м была покрыта металлической мембраной, а боковая поверхность образовавшегося усеченного конуса — висячей сеткой.

Нижегородские открытия

Кажется несколько странным, что провинциальный публицист-гуманитарий, человек, несомненно, далекий от техники, сумел так профессионально подать читателям шуховские конструкции, просто и толково изложив их суть. Невольно возникает вопрос, не мог ли сам инженер Шухов консультировать издателя? И вот к нам в руки попадает еще одно редкое издание — альбом с фотографиями шуховских павильонов на Всероссийской выставке 1896 года и различных стадий их монтажа. Альбом был издан небольшим тиражом. Этот раритет бережно хранился в одной из нижегородских семей. Вглядываемся в прекрасно сохранившиеся листы альбома и неожиданно в правом нижнем углу на одной из фотографий находим хорошо знакомый нам фирменный конгрев нижегородского фотографа — «А. Карелинъ». Обнаруживаем его и на других листах. Становится ясно, что именно А. Карелин выполнил фотографии для этого альбома.

Напрашивается вывод — рядом с Карелиным, так же как и с Виноградовым, в Нижнем Новгороде был сам инженер Шухов. Это он давал публицисту профессиональную информацию о своих сооружениях и показывал фотографу, что именно, с какого места и когда нужно снимать.

Масштабные строительные работы на Выставке велись в летний период 1895 года. В это время возводились все крупные павильоны, среди них и шуховские. Отметим, к слову, одну характерную черту творчества Шухова, особенность его созидательной деятельности — он не только выполнял проекты и расчеты конструкций и сооружений, не только разрабатывал системы сборки и монтажа, но и следил за производством работ и старался быть рядом со своим детищем до того момента, когда оно будет полностью готово. Так было и в Нижнем.

Лето 1895 года Шухов провел здесь. Следил за процессом возведения своих сооружений, и, скорее всего, они вместе с фотографом выбирали оптимальные точки для съемки. Шухова снабжал каждый снимок соответствующими подписями, где кроме наименования павильона присутствуют инженерные названия покрытий и основные параметры возводимых зданий.

Обратим внимание, что под каждой фотографией в альбоме указан день, когда производилась съемка, — мелким шрифтом набранная самая нижняя строчка. А ведь это главное. И Шухов неспроста ввел эту строчку. Мы читаем здесь Код Шухова. Он сам оставил нам, жителям уже XXI века, точную информацию о динамике возведения своих павильонов. Она не может не впечатлять.

Павильоны росли с невероятной быстротой: известно, что по контракту строительная контора Бари была обязана приступить к работам на территории Нижегородской выставки в мае 1895 года, а сдать постройки в законченном виде через три месяца — не позднее 1 августа. Срок этот, и по сегодняшним меркам кажущийся нереальным, был выдержан, о чем свидетельствуют и подписи на фотографиях альбома.

Например, для круглого павильона Строительного и Инженерного отдела (знаменитой ротонды):

3 июня — смонтированы колонны внутреннего и наружного колец;

15 июня — установлено висячее покрытие;

21 июня — монтируется мембрана, перекрывающая центральную часть здания, и соединяются клепкой пересекающиеся стержни сетки (на доске, подобно птичке, сидит клепальщик, перемещаясь по сетке по мере готовности работы);

15 августа — павильон полностью готов.

Уникальное огромное здание, предназначенное для демонстрации на выставке паровозов (в круглой в плане его части выполнен поворотный круг) и железнодорожных вагонов, готово меньше чем за три месяца. И это при отсутствии всякой строительной техники: ни бульдозеров и экскаваторов, ни подъемных кранов, а лишь лебедки! Вот он — Шухов, налицо его инженерный гений!

Гиперболоид инженера Шухова

В рекламном альбоме привлекает внимание фотография ажурной водонапорной башни высотой 32 м. В списке сооружений выставки она значилась как служебная с «напорным резервуаром на 10 000 ведер питьевой воды» (около 120 тыс. л). Эта башня — знаменитый шуховский гиперболоид, первый в ряду самобытных металлических конструкций, выставленных на всеобщее обозрение. Заметим, что ему предшествовала небольшая башня в форме гиперболоида, установленная на территории завода Бари в Москве. Ее можно рассматривать в качестве опытной модели для нижегородской башни. Благодаря конструктивной схеме башня на Нижегородской выставке стала явлением в мировом инженерном искусстве и, подобно башне Г. Эйфеля на Всемирной выставке 1889 года, ярчайшим сюрпризом, неким «гвоздем» Всероссийской выставки. Собранная из прямых металлических стержней, простая в изготовлении и удобная в монтаже, она была сооружена очень быстро. В январе 1896 года Шухов закончил расчет, а уже в мае того же года, свежевыкрашенная, она возвышалась над выставочным городком, привлекая всеобщее внимание необычной формой, гармоничной легкостью стальных сплетений и огромными буквами на резервуаре: «Строительная контора инженера А. В. Бари». (Эффективная форма рекламы!)

На наш взгляд, надпись на башне стала единственной дизайнерской удачей архитектора Косова. Здесь необходимо дать пояснение. Дело в том, что Шухов выполнял лишь инженерную работу, проектируя несущие конструкции. В паре с ним действовал архитектор, который создавал «образ» павильона. Рекламный альбом позволяет оценить творение Шухова и его напарника-архитектора, поскольку в нем помещены фотографии павильонов во время монтажа и уже готовых. И если несущий каркас здания вызывает восхищение, то готовый павильон получался довольно унылым, ординарным. Архитектор не мог должным образом оценить замысел инженера, и полученный результат «гасил», принижал полет шуховской фантазии. Посетители выставки могли оценить творчество Шухова, лишь войдя внутрь павильонов и рассматривая покрытия, подняв голову. И только тогда их ошеломлял вид легких, кажущихся невесомыми, шатров из металла и стекла, раскинувшихся над просторами залов, и ажурных цилиндрических сводов с живописной системой затяжек. Павильоны, построенные по проектам Шухова, были главной достопримечательностью выставки.

Архитекторы — современники Шухова не были готовы оценить его как архитектора, как создателя новых идей и архитектурных форм. С тех пор прошло столетие.

В XXI веке в Италии была издана антология выдающихся архитекторов XX столетия. Из русских архитекторов в нее вошел лишь один — это инженер В. Г. Шухов! Специалисты сравнивают его с выдающимся архитектором А. Гауди (1852–1926). Шухов и Гауди, независимо друг от друга, выявили и использовали на практике конструктивные и производственные возможности гиперболоидов.
Добавим, что водонапорная башня Нижегородской выставки имела еще одну практическую функцию — над баком для воды (он имел форму кольца) была устроена смотровая площадка. К ней вела винтовая лестница в сто пятьдесят ступенек — охотники полюбоваться панорамой Выставки поднимались по ней. Картина, которая открывалась отсюда, «одна из немногих по красоте и грандиозности в мире», — писал очевидец.

Татьяна Виноградова и Сергей Авдеев
Фото предоставлены авторами альбома

  • 069 (1120) 24.08.2016

Свежий номер

Свежий номер

064 (1228) 16.08.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru