День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Олег Сорокин: «Устав города не должен меняться каждые шесть месяцев!»

19 августа глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин принял участие в заседании комитета Законодательного собрания по вопросам государственной власти и местного самоуправления, где обсуждался законопроект, исключающий двуглавую модель управления в Нижнем Новгороде. По окончании заседания глава города прокомментировал данную ситуацию.

Олег Валентинович, вы поддерживаете изменения, которые обсуждали сегодня ваши коллеги из Законодательного собрания?

— Нельзя за один день решать, какой должна быть система местного самоуправления в регионе с населением более трех миллионов человек. Это главное, что я хотел донести до депутатов Законодательного собрания и жителей Нижнего Новгорода. Шесть месяцев назад мы уже вносили изменения в Устав города, и те же самые депутаты Законодательного собрания признавали действующую систему очень эффективной. Почему через полгода мы должны ее менять? Ответа на этот вопрос я сегодня не услышал.

Внося изменения в Устав полгода назад, мы четко соблюдали процедуру: были проведены публичные слушания, организованы многочисленные круглые столы, консультации с депутатами и главами местного самоуправления. У нас было время, порядка месяца, на сбор и учет замечаний и предложений. В этот раз, к сожалению, ничего подобного нет, мы видим просто спешку. Обсуждавшийся сегодня документ я впервые увидел в своей почте вечером в понедельник, а в среду утром его уже обсуждают на заседании профильного комитета. Каким образом я мог подготовиться, чтобы дать свои предложения и замечания по данному законопроекту? Профессиональные юристы и депутаты городской думы также должны сказать свое слово, потому что им потом вносить изменения в Устав. Пока вопросов больше, чем ответов.

На сегодняшний день местное самоуправление, при всем многообразии существующих форм, не может ранжироваться под одну линейку. Нельзя сельское поселение численностью в одну тысячу человек и даже в 50 тысяч сравнивать с муниципальным образованием, в котором проживает свыше миллиона жителей. У них разные задачи, разные проблемы и совершенно разные риски. Одно дело — когда бюджет приближается к 30 миллиардам рублей, и другое дело — когда он недотягивает и до 30 миллионов. Поэтому однообразных решений, на мой взгляд, быть не может. Тем более что закон прямо предусматривает разнообразие форм. Для того, чтобы выбрать оптимальную модель управления, нужно время, необходимо провести консультации и узнать мнение жителей.

На заседании комитета Законодательного собрания по вопросам госвласти и местному самоуправлению вы говорили о возможности проведения референдума по этому вопросу…

— Как глава города, который избирался депутатом по одномандатному округу жителями города, я знаю, насколько важно услышать своего избирателя. Если на сегодняшний день меня, как представителя нижегородцев, не услышат, я о подобном решении задумаюсь.

На заседании комитета ОЗС 19 августа никакого решения по данному законопроекту не приняли. Когда его примут окончательно?

— Не нужно себя обманывать. Мы прекрасно понимаем, что когда решение кому-то нужно очень быстро, то это политическое решение, и его стараются очень быстро принять. Правильно это? На мой взгляд, нет.

То решение, которое приняли сегодня, носит разумный характер: нужно запустить процедуру. Но опять же федеральным законодательством для нее предусмотрены определенные сроки. Как можно за неделю принять решение о судьбе местного самоуправления в области, где проживает три миллиона избирателей? Не понимаю, во имя чего такая спешка. Точнее, понимаю, но это ничего не меняет.

С чем связываете такую спешку?

Я считаю, что это связано исключительно с какими-то личными эмоциями, амбициями. Если мы говорим о том, что нам нужна жесткая вертикаль власти, давайте принимать соответствующие законы на федеральном уровне.

Документы такого масштаба, как Устав города, и система управления в органах местного самоуправления не могут меняться каждые шесть месяцев. Это неправильно по определению, мы же не диктанты пишем в школе. Это документ, по которому определяется судьба города.

Если закон будет принят, как вы считаете, получится ли в правовом поле все это согласовать, внести изменения в Устав Нижнего Новгорода?

— Здесь тоже кроется масса противоречий. Я, конечно, не профессиональный юрист, но то, что «лежит на поверхности», абсолютно очевидно даже непрофессионалам. Процедура внесения изменений в Устав рассчитана на три месяца и определена федеральным законодательством, сократить ее до одного месяца невозможно. Это закон.

Подготовила Элеонора Куницина

Гуманитарный технолог Константин Барановский:
Бомонд и экспертное сообщество гудят как улей. Всех взволновал законопроект, инициатором которого стал председатель комитета по госвласти Законодательного собрания Нижегородской области Валерий Осокин. В документе регулируется один из способов избрания глав муниципальных образований, предусмотренного Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суть в том, что председатель городской думы не будет иметь статуса главы города, однако он будет являться главой представительной власти на муниципальном уровне. Ответственность же главы города, который одновременно будет главой администрации города, возрастет — в его ведении будут все хозяйственные вопросы управления городом.
Исходя из этого, некорректно и поспешно говорить, что система муниципальной власти перестает быть двуглавой — она остается прежней, изменяется лишь объем полномочий ответственных лиц. Так называемая «двуглавая система» соответствует Конституции РФ и работает как на федеральном и региональном уровнях, так и на муниципальном уровне. И не стоит привязывать ее к тем или иным персоналиям и ситуациям.
Система не исчерпала себя, но пришло время эволюции и исправления перекосов. Например, в последнее время было много незаконных действий со стороны глав муниципалитетов, направленных на то, чтобы подмять под себя глав администраций. Новая схема в случае ее принятия позволит избежать ненужных конфликтов.
В целом данные законодательные изменения мне кажутся логичными, и я полагаю, что ситуация может сложиться таким образом, что в будущем мы вернемся к всенародному избранию главы города.
Кстати, напомню, что система определения главы региона за последние 11 лет тоже несколько раз менялась — ранее президент вносил кандидатуры губернаторов на утверждение депутатов законодательных собраний, однако позже, удостоверившись, что система работает без сбоев, было принято решение о всенародном избрании губернаторов.
Вероятно, пришло время муниципалитетов.

  • 067 (1012) 26.08.2015

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru