День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Проводник в мир искусства

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/kulturnaya-sreda/provodnik-v-mir-iskusstva#sigProGalleria3d0e1135f1
joomlamodniyportal.ru

Современное искусство можно воспринимать положительно или отрицательно, но остаться к нему равнодушным не получится. А как научиться понимать современное искусство обычному человеку, пришедшему на выставку в арт-пространство? Чтобы диалог с искусством состоялся, на помощь придет арт-медиатор.

Поговори со мной

Многие люди робеют перед современным искусством, они не понимают, как смотреть на арт-объекты, как их воспринимать, как трактовать. Можно, конечно, подготовиться к походу в музей заранее, почитать соответствующую литературу, поинтересоваться авторитетными мнениями знающих людей. Но чаще всего до этого просто не доходят руки. И получается, что мы бесцельно бродим по выставке от объекта к объекту, недоумеваем у непонятной нам картины и уходим домой с немым вопросом – а что это было? Опыт общения с искусством оказался бы намного интереснее и полезнее, если бы своими впечатлениями можно было поделиться, обсудить, сформировать свою картину видения. Именно для этого и нужны арт-медиаторы – проводники в мир искусства.

Медиатор – это не экскурсовод, он не рассказывает о фактах создания произведения или жизни художника, он не дает и готовых трактовок. Он задает наводящие вопросы, от простых к сложным, которые помогают понять, как устроен визуальный язык искусства, узнать его правила. Отвечая на эти вопросы, человек обращается к своим чувствам, разуму, воспоминаниям и на базе этого создает свою интерпретацию произведения искусства.

В идеале от работы с медиатором должен возникнуть двойной эффект: с одной стороны, человек поработал с конкретным произведением, создал свою интерпретацию, а не просто послушал то, что ему навязали, во-вторых, поняв механизм создания своего видения и восприятия, человек в будущем будет чувствовать себя увереннее и на других выставках, где арт-медиатора нет. То есть главная задача медиатора – научить собеседников создавать трактовки произведения искусства самостоятельно. Кстати, этот метод работает не только с современным, но и с классическим искусством.

Медиация по-нижегородски

В нижегородском Арсенале в минувшие выходные была открыта школа арт-медиации. Арт-медиатор – это человек, посредник, который настраивает посетителя музея на диалог с современным искусством, помогает сформулировать и высказать свое собственное суждение о произведении искусства. Как утверждает куратор проекта, главный специалист научно-просветительского отдела Арсенала, Полина Спорышева, арт-медиация не веяние моды, а назревшая необходимость в развитии музеев всего мира. Это направление очень активно развивается на Западе, а одними из первых в России этот опыт применили в Уральском филиале ГЦСИ. Например, к Уральской биеннале современного искусства несколько месяцев готовили и отбирали желающих, затем лучшие из них работали как оплачиваемые специалисты. Теперь и в Нижнем Новгороде все желающие старше 16 лет могут пройти обучение в школе, и, может быть, в дальнейшем они будут приглашены в Арсенал на практику в качестве волонтеров на весенних и летних выставках.

В первой сессии приняли участие 18 нижегородцев. За два учебных дня они прошли и мозговые штурмы, и психологические тренинги, прослушали лекции о современном искусстве и его особенностях, выполняли домашние задания, а практические занятия проходили в стенах в стенах выставки Леонида Тишкова «Взгляни на дом свой».

– Это новый опыт для нижегородского Арсенала, но думали мы об этом давно, – рассказывает Полина Спорышева. – Ведь даже обычные, групповые экскурсии мы стараемся проводить в интерактивном режиме, в режиме обсуждения, диалога с посетителями. Такой формат более интересен, потому что даже очень опытному экскурсоводу тяжело удерживать внимание и интерес группы на протяжении всей экскурсии. Встреча с искусством запоминается, когда ты не просто слушаешь, а активно в ней участвуешь. Люди приходят не за фактами, которые можно найти в интернете и которые достаточно быстро забываются, к нам приходят за впечатлениями. Мы. в свою очередь, стараемся придумывать новые форматы работы, например делим группу над подгруппы и каждой даем задание, чтобы они пропустили выставку через себя. А медиатор может работать с любыми группами как раз в режиме диалога.

Почему я говорю о назревшей необходимости в медиаторах именно для Арсенала? У нас очень хорошая посещаемость, особенно в среду – социальный день, когда вход для всех бесплатный. И по посетителям видно, что зачастую им не хватает общения. Вот мы и затеяли этот пока экспериментальный, волонтерский проект. Чтобы люди, которые еще вчера были зрителями, сегодня уже могли общаться об искусстве по другую сторону баррикад.

В данный момент в Арсенале готовится выставка «Отоваренная мечта», и мы как сотрудники еще не прорабатывали ее в плане проведения экскурсий. Эту задачу я поставила перед учениками школы. Они получили все материалы по выставке, и мы вместе набрасывали идеи – чем эта выставка интересна им как зрителям и чем она запомнится им как медиаторам. Благодаря именно свежести взгляда участников на выставку получилось очень интересное обсуждение, которые мы примем на вооружение. Те идеи, которые мы набросали вместе, каждый должен будет адаптировать под себя, а мы предложим им индивидуальные маршруты – откуда и куда они поведут зрителя. Для этого, скорее всего, будет установлен график работы медиаторов в самые пиковые моменты работы Арсенала – среда и выходные.

С пользой для себя и для других

У всех учеников были свои причины прийти в школу арт-медиации. Кто-то уже занимается в Арсенале на других курсах, кто-то пришел с неким скептическим настроем, кого-то искренне волновал вопрос понимания современного искусства.

– Искусство – это не отдых. Чаще всего это работа и умение размышлять. – делится своими впечатлениями от занятий Анастасия Филиппова. – Многие мои друзья, когда мы приходим в Арсенал, очень быстро проходят выставку, особо не задерживаясь у экспонатов. Мне же хочется не торопиться, а остановиться и рассмотреть, подумать о том, что же имел в виду автор. Я решила научиться это делать более-менее профессионально и научить потом других искать смысл в произведениях искусства. Техника, которую нас научили применять в школе, интересна тем, что не требует каких -то особых знаний и умений для понимания авторского замысла. Но посетители выставки после работы с арт-медиатором уйдут с осознанием того, что они здесь увидели, причем для каждого это будет индивидуально. И я буду рада помочь им в этом.

Анастасия Гофман
Фото Алексея Манянина

  • 019 (1183) 15.03.2017

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru