День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Посмотреть в «Окна» пригласили нижегородцев

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/kulturnaya-sreda/posmotret-v-okna-priglasili-nizhegorodtsev#sigProGalleria5736ab1e95
joomlamodniyportal.ru

В Нижегородском художественном музее открылась уникальная выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Она интересна своим подходом к формированию экспозиции, говорят специалисты. Еще никто не представлял искусство XX века в таком ракурсе, как сейчас.

Шедевры двух музеев

Картины приехали в Нижний Новгород из двух московских музеев – Государственной Третьяковской галереи и самого большого частного музея Москвы – Института русского реалистического искусства (ИРРИ), который открылся в 2011 году в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики. Сейчас в экспозиции частного музея 500 произведений русского и советского искусства. В наш город из обоих музеев привезли 50 работ – пять произведений из Третьяковской галереи, остальное – из Института русского реалистического искусства.

– Для передвижной выставки это довольно неплохая коллекция, – говорят организаторы.

Нижегородцам представлены такие знаменитые работы из собрания Третьяковской галереи, как «Утро» Татьяны Яблонской, «На балконе» Александра Дейнеки, «Окно» Юрия Пименова, «В подъезде» Александра Лабаса. Кроме того, посетители увидят произведения из собрания Института русского реалистического искусства – полотна Сергея Герасимова, Георгия Нисского, Алексея Грицая, Виктора Попкова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Георгия Савицкого и многих других.

Специально для показа в Нижнем Новгороде отобрали полотна двух художников-нижегородцев Вячеслава Жемерикина, его творчество представляла одна из картин цикла «Мы на БАМе», и Евгения Фролова. Организаторы привезли «Портрет артистки балета Усовой», на котором изображена Галина Усова – сестра жены художника.

– Фролов написал балерину у раскрытого окна, в котором можно рассмотреть городской пейзаж с идеализированной архитектурой. В этой параллели прослеживается влияние эпохи романтизма, когда природа и модель на картине существуют в гармонии друг с другом. Евгения Фролова прозвали «нижегородским голландцем», в 1990–2000-е годы художник создавал работы в духе классической академической традиции западноевропейской живописи, – рассказала арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова.

Изюминка отбора

По словам организаторов, картины отбирались по принципу, чтобы там было «окно». Причем окно символическое – это мог быть балкон, дверь как выход из дома или вход в дом и даже проход между занавесками, разделяющими части комнаты. Отсюда и выбор полотен.

– Концепция проекта заключается в том, чтобы показать картины, на которых изображены окна. Окна в Россию – это производное от окна в мир. Окно, с одной стороны, разделяет личное пространство человека от внешнего мира, а с другой — соединяет с ним, – сообщила приехавшая на презентацию проекта хранитель Государственной Третьяковской галереи Ольга Полянская. – Окна для художника – это способ видеть, чувствовать постоянно меняющийся окружающий мир, связанный с человеком. Окно – это способ показать жизнь во всем многообразии.

Как отметила Ольга Полянская, до сих пор не было ни одной выставки, которая представляла бы искусство XX века в таком ракурсе, поскольку специально так полотна не подбирались. Тем более что многие из них хранились в запасниках.

Когда проект создавался и придумывался оригинальный подход, оказалось, что показ жизни XX века через «окно» создает большую маневренность при формировании и построении экспозиции, так как в этом случае можно показать и жизнь страны, и жизнь людей. Картины, попавшие на выставку, имеют самые разные жанры, в том числе портрет и пейзаж.

– Они представляют собой окно, распахнутое в мир, – отмечают специалисты.

Именно поэтому центральной на выставке стала картина «Утро» Татьяны Яблонской, где изображена ее 13-летняя дочка, делающая зарядку. Комната девочки украшена цветами, на стене висит декоративная тарелка с нарисованными птицами. На переднем плане стоит круглый стол, накрытый скатертью, на нем кувшин.

– Неслучайно это произведение открывает экспозицию, – говорит Ольга Полянская. – Полотно известно по школьным учебникам, на которых росло и воспитывалось не одно поколение жителей страны. Художник сумел вложить в произведение неистощимый заряд бодрости, энергии, жизнелюбия, оптимизма, чистоты и искренности. Надеюсь, все, кто будет приходить на выставку, почувствуют этот заряд. Он поддержан всей экспозицией, которая получилась очень цельной и гармоничной.

Особенности восприятия

По словам организаторов, выставка расположена в пяти залах. Причем расположение каждой картины неслучайно.

– Для нас важно не только что показывать, но и как. Мы работаем с разными архитекторами, которые приезжают в музей, делают замеры, смотрят состав работ и создают уникальную композицию, где каждая картина получает достойное обрамление. Это необходимо для того, чтобы дать зрителю эмоцию, – рассказала арт-директор Института русского реалистического искусства.

Надежда Степанова отметила: если зрителю понравится эта выставка, он пойдет на другую, в другой музей, а задача музея – образовывать человека.

– Мы хотим, чтобы зритель почувствовал, что русская живопись XX века – это очень интересная история, – заметила она. – Она очень точно отражает мысли и чувства людей того времени – тоску по дворянскому быту 1910-х годов, энтузиазм революционеров 1920-х, душевный подъем «оттепели», сомнения и отчаяние периода «застоя», поиски себя в перестроечные 1980-е. В этот период было огромное количество стилей и направлений сюжетов. Это и поиски в духе импрессионизма, и уникальный послевоенный суровый стиль, и романтика художников общества станковистов.

Все привезенные в Нижний Новгород художники самобытны и достойны внимания, считают организаторы. Многие из них уже имеют определенный статус как в нашей стране, так и за рубежом. Останутся ли их картины в веках? Это покажет история.

Справка
Нижний Новгород – третий город проекта «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». В проекте принимают участие восемь городов: Калининград, Сочи, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск, Владивосток, Санкт-Петербург и Москва.
В столице Приволжья выставка пробудет по 15 октября. Вход бесплатный. К выставке в Нижегородском художественном музее подготовлена также образовательная программа.

  • 072 (1236) 13.09.2017

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru