День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Игра в классики

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/kulturnaya-sreda/igra-v-klassiki#sigProGalleria7fa7973099
joomlamodniyportal.ru

«Вазари-фест» – единственный в России фестиваль текстов об искусстве, который проводит Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в Арсенале. Четвертый по счету «Вазари» пройдет 22–24 сентября, и его темой станет «Классика». Что нижегородцы увидят на фестивале, нам рассказала директор Волго-Вятского филиала ГСЦИ в составе Росизо заслуженный работник культуры РФ Анна Гор.

– Анна Марковна, что такое классика? И почему она так привлекает зрителя?

– Помните загадочную крылатую фразу: «Наука имеет много гитик»? Так же и с классикой – значений множество. Классика как норма. Классика как образец. Классика как древность. Классика как некая величина и вершина. Классика как непререкаемый авторитет, прежде всего в сфере искусства, потому что само слово относит нас к искусству классической эпохи. Это слово употребляется сейчас часто, особенно в противопоставлении современному искусству. Люди говорят: «Зачем нам современное искусство, если есть классика?» Однако есть классика современного искусства – так тоже говорят. Все эти вопросы мы и будем обсуждать с кругом авторитетных специалистов, экспертов, людей, которые занимаются разными видами и типами искусства. Например, классическим искусством, встроенным в современность. Или неожиданными поворотами в классическом наследии. Или тем, как себя чувствует классика в цифровое время. Все меняется, и классика не остается чем-то неименным. Понять, в какую сторону и как она может меняться, – очень важная задача.

– В программе фестиваля много событий, тема которых – актуализация классического наследия. Кому и для чего это нужно?

– Мне близко такое определение: классика – это то, что имеет возможность интерпретации. Если последующие поколения не проявляют интереса к новой трактовке произведения, это не классика. Например, в середине XIX века был в России писатель Помяловский. Вам придет в голову его перечитывать? Маловероятно. А перечитывать Достоевского желание возникает у многих. Почему один из них классик, а другой – нет? Потому что внутри произведений Достоевского зашито такое количество разных смыслов, что интерпретировать их можно бесконечно. В том числе и с точки зрения современных проблем. Одна эпоха видит одни аспекты, другая – другие, то есть классическое произведение не перестает быть актуальным.

– С этой темой связан вопрос популяризации классики. Какие новые ее формы сейчас предлагаются зрителю?

– К искусству надо приучать, прививать интерес к нему самой широкой публике. Это и есть популяризация: объяснение, зачем это нужно. Потому что без мотивации человек не только не будет перечитывать Достоевского, он и впервые его не откроет. Способов нести «искусство в массы» – множество. Например, с помощью массовой культуры. Неслучайно после экранизации какого-либо произведения к нему резко возникает читательский интерес. Одна из участниц «Вазари-феста» – культуролог, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Дарья Журкова поделится своими исследованиями того, как в массовой культуре используется классическое музыкальное наследие. Почему мы с первых же тактов узнаем 40-ю симфонию Моцарта, а как звучит 39-я, знают немногие? Это тоже вопрос популяризации.

– Современное искусство тоже когда-нибудь станет классикой. Или не станет. Что для этого нужно, сколько должно пройти лет, чтобы произведения и их авторы стали именоваться классикой?

– Крупная фигура может стать классиком уже при жизни, а кто-то может быть забыт на некоторое время, а потом открыт вновь. Но чтобы явление откристаллизовалось и попало в учебники по искусству, должно пройти некоторое время. 10, 20, 30, 50 лет. Это от многих факторов зависит, в том числе и от того, что каждое время привыкло называть классикой. Современники любили художника Яна Вермеера, потом его надолго забыли, а открыл его уже XIX век, и с тех пор он считается классиком.

– А можно пофантазировать на тему: кто из современных авторов имеет шансы стать классиком?

– Мы можем не фантазировать, а опереться на мнение экспертов и критиков. Например, Илья Кабаков – выдающийся художник второй половины XX века, которого уже сейчас называют классиком. Он внес огромный вклад в историю искусств, самые именитые музеи мира делали его выставочные проекты, а музей – это всегда экспертиза. Так что, скорее всего, он классиком и останется.

Кстати, Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея в Москве, прочтет на «Вазари-фесте» лекцию «Музей как инструмент культурной канонизации». Это как раз о роли музея как института влияния.

– А кто еще из именитых гостей будет на фестивале и в каких событиях они примут участие?

– К нам приедет один из крупнейших исследователей русского авангарда Андрей Сарабьянов. С его участием запланирована лекция-концерт. Он расскажет об основоположниках этого течения – художниках Ларионове и Гончаровой. Эти авторы хорошо представлены в коллекции нашего НГХМ. А Московский ансамбль современной музыки познакомит с музыкой русского авангарда, которая, в отличие от живописи этого периода, широкой публике недостаточно известна.

Искусствовед и критик Анна Толстова прочитает мини-цикл о русском искусстве XIX века, тоже по-новому это наследие интерпретируя.

Кроме того, у нас будет уникальный спектакль, поставленный по искусствоведческому материалу. В позапрошлом году мы анонсировали книгу Аркадия Ипполитова «Художник извне и изнутри», посвященную ключевому персонажу итальянского маньеризма художнику XVI века Якопо да Понтормо. Маньеризм – это поздняя стадия эпохи Возрождения, за которой следует барокко. Понтормо был хорошо описан в текстах Вазари. Ипполитов в начале книги растолковывает факты и интерпретирует труды Вазари, а дальше опубликован дневник самого Понтормо. Это беспрецедентная история, ведь это единственный дневник автора XVI века, дошедший до нас. И посвящен он не творчеству, а обыденной жизни художника. По этой книге режиссер Дмитрий Волкострелов, надежда современного российского театра, и поставил спектакль. Его еще никто не видел. Премьера состоится на сцене Александринского театра и запланирована за несколько дней до «Вазари-феста», так что у нижегородцев есть уникальный шанс посмотреть это действо одними из первых.

Поэтическая часть фестиваля будет представлена вариациями 30 российских поэтов на оду Горация «Я воздвиг памятник», а вступительное слово прочтет Гасан Гусейнов – профессор МГУ и один из самых известных российских филологов, который сосредоточен на соединении старого и нового, на том, чтобы научить студентов смотреть новым взглядом на классические произведения. Конечно, это далеко не полный список имен и событий.

– А детям будет интересно на «Вазари-фесте»?

– Конечно. Для юных посетителей мы придумали очень любопытную программу и просим родителей с ней ознакомиться и записать своих детей на события. Нам очень хочется, чтобы в этом году еще больше нижегородцев, чем в прошлом, стали гостями фестиваля. Но некоторые пространства нашего музея ограничены. Если книжная ярмарка может принять больше посетителей, то зрительный зал, где 200 мест, нет. В программе есть целый ряд событий, на которые необходима регистрация. И как только мы набираем на событие столько зрителей, сколько у нас посадочных мест, мы регистрацию закрываем. Так что торопитесь бронировать места на самые интересные события!

Беседовала Елена Шаповалова
Фото из архива редакции

Справка
Итальянский живописец Джорджо Вазари из Ареццо (1511–1574), в честь которого и назван фестиваль, был первым в человеческой истории автором масштабного корпуса текстов о творчестве художников и основоположником современного искусствознания.

Программа «Вазари-феста»-2017

22 сентября (пятница). Зачем нужна классика? День музеев

12.00–15.00. Музейный семинар (киноконцертный зал Арсенала)

«Актуализация классического наследия (через современность) в музее: практики, правила и проекты». Участники: литературный критик, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак, заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ имени А. С. Пушкина Ольга Шишко, кандидат искусствоведения, преподаватель, сотрудник Русского музея, доцент кафедры теории и истории архитектуры и искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии Алексей Бойко. Семинар направлен на преодоление/коррекцию разрыва (или выстраивание преемственности) между репрезентацией классического и современного искусства в музейной практике

16.00–17.00. Музейный семинар. Практическая часть (выставочный зал Арсенала). Работа в экспозиции выставок «Простые чувства» и «Николай Ильин в Нижполиграфе» и составление маршрутов для арт-медиации «Классика внутри современности».

19.00–20.00. Спектакль Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского «Художник извне и изнутри» по текстам Якопо Понтормо, Джорджо Вазари и Аркадия Ипполитова (киноконцертный зал Арсенала). Исполнители: Иван Николаев, Алена Старостина*. Обращение «Театра Post» к текстам Якопо Понтормо, Джорджо Вазари и Аркадия Ипполитова после спектаклей по современной драматургии и цикла постановок по ключевым опусам музыкального авангарда ХХ века может показаться неожиданным — но только на первый взгляд.

Форма спектакля двухчастна: в основе первой — жизнеописание Понтормо пера Джорджо Вазари с комментариями Ипполитова, во второй звучит «Моя книга» — дневник, писавшийся Понтормо в последние годы жизни. Не зная имени автора, «Мою книгу» очень легко принять за сочинение нашего современника — так свежо и оригинально она читается сегодня. Этот поразительный текст открывает выход в совершенно неожиданное для современного театра художественное и чувственное измерение

23 сентября (суббота). Что такое классика? День классического искусства

Киноконцертный зал Арсенала.

12.00–14.00. Круглый стол «Что есть классика сегодня?». Модератор — искусствовед, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе Росизо Анна Гор. Участники: философ Елена Петровская (Институт философии РАН), издатель Александр Иванов («Ад Маргинем»), искусствовед Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), филолог Гасан Гусейнов (НИУ ВШЭ), режиссер Дмитрий Волкострелов («Театр Post»).

14.00–15.00. «Зритель как соучастник». Лекция критика, куратора, основателя фонда поддержки художественных проектов «Открытая галерея» Натальи Тамручи.

15.30–16.30. Лекция историка идей Александра Маркова «Классический минимум: условия классики и условия восторга перед ней».

19.00–21.00. История русского искусства ХХ века. Лекция искусствоведа, руководителя Центра авангарда при Еврейском музее и центре толерантности Андрея Сарабьянова и концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) (совместно с Arzamas.Academy) «Путешествия русского авангарда. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Годы в России».

Концерт®Evolution. В программе: Михаил Сарабьянов, «Токката» (2016); Иван Вышнеградский, «Четыре фрагмента» (1918); Сергей Прокофьев, «Фабрика. Ирисники и папиросники» из балета «Стальной скок» (1927); Гавриил Попов, «Экспрессия» (1925); Дмитрий Шостакович, «Увертюра», «Антракт ко II действию», «Галоп» из оперы «Нос» (1929)*.

Медиатека Арсенала

12.00–17.00. Мини-курс искусствоведа и художественного критика Анны Толстовой (Европейский университет в Санкт-Петербурге). «Классические произведения русского искусства XVIII–XX веков»*.

Детская программа. Игра в классики (детский центр Арсенала, 2-й этаж)

12.00–13.00. «Однажды, или Давным-давно…» Игровое занятие для детей 3–6 лет и родителей. 10 детей + родители*.

14.00–15.00. «Спорим, это красиво?!» Игра-спор для детей 7–12 лет и родителей. 15 детей и родители*.

16.00–17.30. «Играем в искусство». Мастер-класс для детей 7–12 лет и родителей от искусствоведа Наташи Кайя (Москва). 15 детей и родители*.

12.00–18.00. Игровое фотоателье Del Arte (правое крыло, 2-й этаж, пространство под сводами).

Экскурсии

12.00. Экскурсия с заместителем руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорем Петровым «Екатерининские и николаевские преобразования в кремле. Классические принципы в градостроительстве и архитектуре»*. Место сбора: Арсенал, правое крыло, музейный магазин.

16.00. Экскурсия искусствоведа, доцента МГУ Сергея Хачатурова по коллекции западного искусства Нижегородского государственного художественного музея**. Место сбора: НГХМ, Верхневолжская набережная, 3. Холл перед кассой.

17.00. Презентация маршрутов арт-медиации «Классика внутри современности» по выставкам Арсенала*. Место сбора: правое крыло, музейный магазин.

24 сентября (воскресенье). Как актуализировать классику? День актуализации классики

Киноконцертный зал Арсенала

12.00. «Философия проектов, популяризирующих чтение». Лекция телеведущей Феклы Толстой (телеканал «Культура»).

13.30. «Прекрасное vs Возвышенное. Готика в век Просвещения». К 280-летию со дня рождения архитектора Василия Баженова. Лекция историка искусства Сергея Хачатурова.

15.00. «Поэзия русского барокко. Одежды слова». Лекция-декламация музыканта, популяризатора старинной музыки Андрея Решетина о русской барочной поэзии конца XVII — начала XVIII вв. с примерами в аутентичном звучании.

20.00. Концерт «Объявлено классикой». Исполнители: Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Классика рока, гранжа, построка, постпанка, индастриала в оригинальных аранжировках МАСМ.

Медиатека Арсенала

12.00–14.00. Круглый стол РГГУ «Классика в цифровой культуре». Историки, искусствоведы и мемокреаторы поговорят о том, как живет классика в цифровой культуре, и круговращении истории в забавных картинках.

14.00. «Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре». Лекция культуролога, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания Дарьи Журковой.

15.00 «Конец критики: гуманитарные науки, публичная сфера и современные медиа». Лекция философа Игоря Кобылина.

16.00. «Фольклор, архив и современная массовая культура». Лекция филолога Константина Богданова.

18.00. Игра-аукцион для молодежной и взрослой аудитории «Искусство. Продано!»* Представьте, вы очень богаты. Стали бы вы коллекционировать искусство? Если да, то что бы вы стали собирать? Аукцион поможет не только смоделировать ситуацию, но и разобраться с нашим отношением к ценности искусства.

Правое крыло, 1-й этаж центрального ризалита

Диалог поэта Евгении Сусловой и лингвиста Ирины Мироновой «Книга и ее электронный призраки». Речь пойдет об эволюции книги и нашего информационного воображения в послевоенный период и до конца 1970-х годов. В рамках цикла «Книга и ее двойник» совместно с издательством «Красная ласточка».

Детская программа. Игра в классики

12.00–13.00. «Привет, художник!» — игровое занятие для детей 3–6 лет и родителей. Детский центр Арсенала, 2-й этаж. 10 детей + родители*.

14.00–15.00. Игровое занятие для детей 7–12 лет. «Как делаются детские книги?»: встреча с автором детских книг об искусстве Наташей Кайя (Москва). Детский центр Арсенала, 2-й этаж. 15 детей и родители*.

12.00–18.00. Игротека. Настольные игры по искусству и воображению. Правое крыло, кафе, 2-й этаж.

Экскурсии

12.00. Экскурсия с заместителем руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорем Петровым «Екатерининские и николаевские преобразования в кремле. Классические принципы в градостроительстве и архитектуре»*. Место сбора: Арсенал, правое крыло, музейный магазин.

16.00. Экскурсия арт-критика Анны Толстовой по коллекции русского искусства Нижегородского государственного художественного музея**. Место сбора: НГХМ, Кремль, корпус 3. Холл перед кассой.

17.00. Презентация маршрутов арт-медиации «Классика внутри современности» по выставкам Арсенала*. Место сбора: правое крыло, музейный магазин.

Вход на все события фестиваля свободный.

На события, отмеченные в программе *, регистрируйтесь, пожалуйста, заранее по телефону 422-45-54.

На события, отмеченные в программе **, также необходима регистрация по телефону 422-45-54 и билет на экспозицию.

  • 072 (1236) 13.09.2017

Свежий номер

Свежий номер

085 (1249) 18.10.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru