День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Ассамблея Арсеналов: музеи со всего мира в гости к нам

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/kulturnaya-sreda/assambleya-arsenalov-muzei-so-vsego-mira-v-gosti-k-nam#sigProGalleria8b20cc51c9
joomlamodniyportal.ru

Международная творческая встреча и дискуссия музеев и выставочных залов, размещенных в зданиях, бывших в прошлом военными объектами, под названием «Арсенал между прошлым и будущим» проходила в нашем городе 20 и 21 марта. В Волго-Вятском филиале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) собралась большая семья Арсеналов из разных стран: России, Болгарии, Дании, Нидерландов, Франции, Германии, Эстонии, Португалии — всего около сорока гостей. В итоге получилось два дня общения друг с другом: дискуссии, кинопоказы и круглые столы — в общем, обмен опытом.

Искусство вместо войны

Арсеналы — военные склады и мастерские по ремонту оружия, без которых не обходился ни один крупный город со времен средневековья. С изменением военных технологий старые здания арсеналов к концу ХХ века утратили свое значение. Переделка хранилищ оружия в хранилища памяти, привлечение художников для придания бывшим военным объектам новых общественных смыслов стали современной тенденцией и успешной практикой. Превращение каждого из арсеналов в территорию культуры — это победа мирного мышления, гуманитарных ценностей над конфликтами. Арсенал, превращенный в музей, может восприниматься как символ позитивных изменений.

Кстати, одна из дискуссий носила название «Как мы делаем искусство вместо войны».

— Оружейный склад со временем потерял свою актуальность, и его нельзя уже использовать по назначению, — рассказывает директор нижегородского «Арсенала» Анна Гор. — Однако сам по себе он является памятником истории, а его просторные залы как магнит притягивают создателей выставок. Внедрение искусства в военные объекты сейчас в тренде мировой культуры. Арсеналы ни с кем не борются, они были придуманы на определенном витке развития военного дела. Техника ушла в другую сторону, а здания остались. И они нуждаются в приобретении нового смысла.

Нижегородский арсенал, ставший центром современного искусства «Арсенал», переживший глобальную реконструкцию, открывающий свое пространство одновременно для многих различных выставок и фестивалей, — один из прекрасных примеров того, как искусство и культура могут органично существовать в стенах бывшего военного объекта.

— Здесь происходит слияние физического присутствия истории в виде кирпичей, сводов, чугуна с интересными работами искусства, — говорит российский архитектор и художник, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ, профессор Московского архитектурного института Евгений Асс. — Сами стены тут уникальны. Каждый кирпич кремля подобен произведению искусства. Вы только остановитесь и вглядитесь в них, это уже само по себе ценно.

Французское с нижегородским

— Мы хотели поделиться своим опытом, — говорит глава представительства Европейского Ссоюза в России Вигаудас Ушацкас, — потому что в Европе таких архитектурных зданий и монументов, как нижегородский Арсенал, очень много — почти в каждом городе.

Например, во Франции, в городе Меце, из бывшего склада сделали один из лучших в Европе концертных залов с прекрасной акустикой.

— У нас два концертных зала: один рассчитан на большое количество места, второй — для камерных событий, — объясняет генеральный директор концертного зала «Арсенал Мец» Жан-Франсуа Рамон.

Восстановление Арсенала в Меце заняло очень много времени: семь лет у нас ушло на проектирование и десять лет — на реконструкцию. Первый концерт, собравший лучших виолончелистов мира, был дан в новом зале в 1989 году. Крестным отцом нового зала в Меце стал Мстислав Ростропович, чье имя носит Нижегородская филармония. Он говорил, что этот зал имеет фантастический звук, идеальные пропорции и исключительную атмосферу.

Благодаря применению компьютерных технологий концертный зал легко адаптируется для любых целей и считается одним из лучших для звукозаписи.

Перед зданием арсенала находится Капелла тамплиеров — единственное сооружение, построенное рыцарями этого ордена в землях Лотарингии, сохранившееся до нашего времени.

Башня Кронпринц соединила разных людей

Балтийский филиал ГЦСИ в Калининграде разместился в башне Кронпринц.

— У нас в свое время наблюдался недостаток гуманитарных традиций, — отмечает заместитель директора центра современного искусства «Башня Кронпринц» Юлия Бардун. — В 1997 году образовался западный форпост Государственного центра современного искусства в России, непосредственно работающий в пространстве актуального искусства, — наш центр. Один из первых наших проектов назывался «Задушевное». Гости, приходившие туда, оставляли записи своих голосов как отзыв о новой культурной площадке. Так мы смогли услышать всех желающих и применить их советы на практике. Ведь выставки — это живой организм, а проводятся они именно для гостей.

Для будущих проектов калининградские организаторы привлекали волонтеров из разных стран. Например, американская художница предложила жителям города взять из башни к себе домой по цветку, растить их, заботиться о них, а потом присылать рассказ о жизни каждого растения в музей. Так получилась некая связь живого и неживого. Это вдохнуло жизнь в башню Кронпринц.

Также, считают организаторы балтийского музея, искусство неразрывно связано с движением, в том числе со спортом. В башне Кронпринц даже устанавливали столы для игры в настольный теннис и устраивались спортивные турниры.

Все это позволило расширить аудиторию новой площадки и привлекать не только архитекторов и художников, но и людей из других сфер.

Современное искусство Болгарии выходит за рамки старого здания

А вот Арсенал в столице Болгарии — Софии готовится к новоселью.

— Мы решили создать для современного искусства современную площадку и построить новое здание, возведенное вообще с нуля, — делится идеями куратор музея современного искусства Надежда Джакова. — Но и про старое здание Арсенала, которое тоже у нас есть, мы не забываем. Софийский музей современного искусства существует сравнительно недавно. Он был открыт в 2011 году по инициативе членов правительств Исландии, Норвегии и Лихтенштейна в рамках программы Евросоюза по сохранению культурного наследия Болгарии. Музей размещен в здании софийского Арсенала. Оно было построено в начале XX века, а реконструировано в 2010 году.

Сейчас экспонаты выставлены на первом этаже, но со временем будет возведен дополнительный этаж и сооружена пристройка, которые будут служить выставочными залами для временных экспозиций. В результате такой перепланировки полезная площадь увеличится на тысячу квадратных метров. Кстати, около здания софийского Арсенала разбит сквер, где можно гулять всей семьей.

Несмотря на то что старое и современное здания находятся в разных концах города, обе площадки будут перекликаться между собой, — продолжает Надежда Джакова. — Мне как куратору музея современного искусства очень пригодится нижегородский опыт. Например, мне очень понравилось, что в вашем центре современного искусства не только экспонируются картины или инсталляции, но и проводятся мастер-классы, происходит живое общение. У вас много внимания уделяется детским программам. Все это я с удовольствием перенесу на софийскую землю. И надеюсь, что еще раз обязательно приеду в Нижний Новгород как куратор будущей выставки софийского Арсенала.

Творческая сеть свяжет города и страны

Обмен опытом и новыми идеями — вот главный итог ассамблеи Арсеналов. А еще приехавшим в Нижний музейщикам удалось сформировать творческую сеть Арсеналов. Кстати, идея ее создания принадлежит работникам нижегородского Центра современного искусства. А значит, можно будет чаще встречаться, вместе создавать и реализовывать новые проекты, связывая искусством жителей разных городов и стран.

Ирина Белова
Фото Натальи Бурухиной и из интернета

  • 021 (966) 25.03.2015

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru