Любое взаимодействие жителей и управляющей компании начинается с договора. Как рассказали на одном из обучающих семинаров, который состоялся в рамках проекта «Школа грамотного потребителя», договор должен стать совместным детищем ДУКа и совета дома, который будет в данном случае защищать интересы жильцов. При этом собственники помещений многоквартирного дома вправе предложить и настоять на своем варианте договора.
Проблема в том, что многие собственники жилья в многоэтажках не подписывали и даже не видели договора, по которому их обслуживает ДУК, считает координатор проекта «Управдом» в Нижегородской области Вячеслав Монахов. Да им и не дают на руки этот договор, сообщили жители.
Так как же сделать так, чтобы права жителей не нарушались уже на стадии заключения договора на обслуживание дома? Что для этого нужно знать? И что можно и нужно требовать от ДУКа?
Документы перед глазами
Основные документы, которые стоит прочитать, прежде чем требовать предоставления информации от управляющей компании:
1) Жилищный кодекс РФ;
2) федеральный закон от 21.07.2014 за № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;
3) постановление правительства России от 23.09.2010 за № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;
4) постановление правительства РФ от 15.05.2013 за № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;
5) постановление правительства РФ от 13.08.2006 за № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
6) постановление правительства РФ от 06.05.2011 за № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
7) постановление правительства РФ от 03.04.2013 за № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Именно эти документы определяют, как должна нас обслуживать управляющая компания и что обязана делать в доме. Конечно, мы можем попросить ДУК сделать что-то дополнительно, но в этом случае в договоре мы должны отразить перечень дополнительных работ и обязательную их стоимость. При этом управляющая компания может и не согласиться оказывать нам услуги, не прописанные законодательством, если это ей невыгодно.
Контролировать ДУК и защищать жильцов
Договор управления многоквартирным домом, как отметили на семинаре, позволяет контролировать деятельность домоуправляющей компании и защищать интересы жильцов. Например, если в договоре вы что-то не прописали, то, отказав жильцам в их просьбах, в ДУКе будут правы, поскольку услуги не были документально зафиксированы. Или в договоре указано, что вам не дают никаких документов, а вы, не читая, с этим согласились, то потребовать, чтобы информация была предоставлена, уже не сможете.
Следовательно, к заключению договора надо отнестись очень ответственно. И все важные элементы контроля домоуправляющей компании прописать в документе.
Статья 162 Жилищного кодекса говорит о том, что в договоре управления обязательно должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, которое находится в управлении, и адрес дома;
2) перечень работ и услуг по управлению домом, а также перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
3) порядок изменения такого перечня;
4) перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания;
5) порядок определения цены договора;
6) размер платы за содержание и ремонт жилья;
7) перечень коммунальных услуг и порядок внесения такой платы.
И непременно в договоре должно быть указано, как жители смогут контролировать выполнение ДУКом своих обязательств.
Все это существенные условия договора, без которых, согласно ст. 432 Гражданского кодекса России, он не будет считаться заключенным. К сожалению, на практике на эти пункты договора жители не всегда обращают внимания.
Не дают — требуйте!
Некоторые председатели совета многоквартирных домов на семинаре говорили о том, что им не дают на руки договор управления многоквартирным домом. Но это неправильно. Он должен быть предоставлен по заявлению собственника в обязательном порядке вместе с приложениями.
Если этого не произойдет, то ДУК нарушит статью 161 Жилищного кодекса России об обеспечении свободного доступа к информации. В ней указывается, что управляющая компания должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах и тарифах на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Санкции, предусмотренные по данной статье, довольно серьезные. Это штраф до 300 тысяч рублей для юридических лиц, а также дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 3 лет.
Следовательно, если вам не дают договор управления домом, то жалуйтесь в Жилищную инспекцию Нижегородской области и в прокуратуру. Прокуратура может составить протокол об административном правонарушении и выписать штраф. За недостаточное предоставление информации управляющую компанию можно привлечь и к суду. А это уже грозит тем, что она может лишиться права управления домом.
Так что главное — действовать и добиваться своего.
Подготовила Светлана Муратова
Фото из интернета