День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Научить детей любить природу — значит защитить их будущее

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/iz-zhizni/nauchit-detej-lyubit-prirodu-znachit-zashchitit-ikh-budushchee#sigProGalleria70313574a3
joomlamodniyportal.ru

В День защиты детей взрослые предлагают самые разные способы обеспечения детской безопасности — от специальных устройств, позволяющих отследить место нахождения ребенка, до светящихся нашивок на одежду, способных уберечь от наезда автомобиля. Но лучшая, на наш взгляд, защита детей — это безопасный окружающий мир, сохраненная в первозданном виде природа: живые реки, плодоносная земля, густые леса и чистые моря. В таком мире и люди будут добрее помыслами, и дети будут расти здоровыми, и чувства будут настоящими, искренними. Потому что говорить ребенку о том, что природу надо беречь, а красавицу Волгу беречь, и тут же бросать на землю использованную одноразовую посуду, а в реку остатки шашлыка — вовсе не означает, что взрослые позаботились о детях и их будущем, а дети впитали урок любви к природе.

Наоборот, даже самый маленький человеческий детеныш способен различить в такой ситуации взрослую фальшь и угрозу. Более того, уже в нежном дошкольном возрасте малыши способны проявить стойкость в своей любви к природе и защитить животное или растение от пагубного воздействия неразумных взрослых. А детские психологи вообще отмечают возраст 5–6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к природе, выстраивается шкала ценностей. В этом возрасте дети точно знают, что такое хорошо и плохо, что значит защищать и беречь.

Ориентируясь на эту детскую способность узнавать и любить, в детском саду № 476 уже несколько лет занимаются экологическим воспитанием детей. Проект этого муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад № 476» по организации экологического воспитания детей в детском саду завоевал первое место на областном этапе конкурса в 2012 году, а в 2013 — на всероссийском конкурсе также занял первое место, а в 2015 году отмечен премией Нижнего Новгорода в области экологии.

Относиться как к другу

— С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и цель современных родителей и педагогов — воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, а в будущем совершенствовать методы по ее спасению, — говорит заведующая «Центром развития ребенка — детским садом № 476» Екатерина Савичева. — Экологическое воспитание в детском саду способствует формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе, и формированию бережного отношения к ней.

В Центре уверены, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста прежде всего предполагает воспитание гуманного отношения к природе, то есть осознания ценности любого проявления жизни, стремления защитить и сберечь. Поэтому необходимо формировать у детей систему экологических знаний и представлений. Они должны освоить нормы поведения в природном окружении и соблюдать их.

Необходимо развивать у детей эстетические чувства — умение увидеть и прочувствовать красоту природы, умение восхититься этой красотой, желание сохранить ее. Дети должны принимать участие в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Работа по экологическому воспитанию детей ведется со дня открытия детского сада в 1991 году.

— Тогда мы проанализировали пожелания родителей по тем направлениям воспитания, которые должны быть в детском саду. Большинство из них выразили желание воспитывать в детях любовь к природе, — вспоминает Екатерина Савичева. — Мы обратились за помощью в организации экологического воспитания наших подопечных к городской ветеринарной службе. Все происходило на общественных началах. Когда собирали коллекцию птиц и зверей, то привлекали к этому родителей. Они помогали делать клетки, кормушки для птиц, оформляли комнату. Все животные поступают к нам через ветеринарную клинику. Каждому животному вовремя делают прививки, и на каждого выписывается паспорт.

В нашем мини-зоопарке представлены самые обычные животные. Это черепахи, кролики, морские свинки, попугаи.

Каждую среду в детский сад приходит ветеринарный врач Игорь Борисович Долинский, проверяет всех животных, делает им прививки. У попугаев берет анализы на орнитоз. Поэтому больных животных здесь нет.

— Осматриваю животных, чтобы они все были здоровы, слежу за питанием, — рассказывает он. — Все животные здоровы и привиты. Могу сказать, что дети здесь живут в гармонии с природой и становятся добрее. Здесь у них происходит прямое взаимодействие с животными. У руководителя и воспитателей золотые руки. Они создали хороший живой уголок природы, где дети учатся добру.

—Теперь в нашем детском саду детям созданы все условия для знакомства с природой, — говорит Екатерина Савичева. — Имеется большое разнообразие объектов живой и неживой природы, растения и животные. В ходе реализации проекта мы на деле доказали, что это нужно нашим детям.

Воспитание с воспитателя

В этом необыкновенном детском саду уверены, что экологическое воспитание в их учреждении должно начинаться с самого воспитателя. Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек.

Марина Чекушкина — воспитатель-специалист по экологии. Она прошла обучение на экологических курсах «Нравственное воспитание детей через гуманное отношение к природе» в НИРО, практику — в зоопарке «Лимпопо».

— В зоопарке я приобрела много практических знаний и навыков, — рассказывает Марина Алексеевна. — Теперь я знаю, как правильно разводить попугаев, какие есть виды попугаев, какие для них должны быть созданы условия, какой корм для них нужен и какие для каждого вида необходимы гнезда.

Недавно в педагогическом колледже был семинар на тему «Педагог будущего», где Марина Чекушкина и другие педагоги делились своим опытом проведения экологических уроков, секретами по уходу за комнатными растениями, за животными.

— Я с детства люблю животных и мечтала быть ветеринаром, — говорит она. — Став воспитателем-экологом, стараюсь научить детей любить природу и животных. У нас в саду проводятся всевозможные акции. Уже много лет собираю музей природы, который постоянно пополняется. Родители некоторых наших воспитанников привозят из дальних стран интересные экспонаты — ракушки, камешки, ветки.

И бывшие воспитанники этого детского сада приходят сюда со своими малышами — показывают им растения, животных, приносят для них корма.

Необычный кабинет

В кабинете живой природы проходят групповые занятия по экологии.

— Здесь дети заряжаются положительной энергией, любовью ко всему живому, — говорит воспитатель-эколог. — Бывает сложно сосредоточить внимание детей на рассказе о животных или растениях, если рядом кричит попугай, а в клетках шуршат несколько кроликов, в вольерах передвигаются черепахи, но мы стараемся. Например, в начале занятия надо говорить тихо, тогда дети прислушиваются, и птицы успокаиваются.

На таких занятиях дети могут подержать в руках настоящие яйца черепах, которые очень сильно отличаются от птичьих яиц, послушать шум морских раковин. По картам им показывают, где какое животное обитает, где какое растение растет. Дети узнают названия необычных для них животных, рассматривают на картинках их внешний вид, узнают их особенности, повадки, привычки питания. Им рассказывают о растениях нашей полосы и других областей — в детском саду есть даже своя «Красная книга Нижегородской области», в которой собраны редкие растения и животные. Дети с большим интересом приняли участие в ее создании и привлекали к этому своих родителей.

— Дети гордятся тем, что у нас в садике черепахи и попугаи несут яйца, — рассказывает Марина Алексеевна Чекушкина. — Мы не можем вывести маленьких черепашек, потому что у нас не хватает условий, ведь для этого нужны соответствующая температура и влажность. Но маленькие попугайчики у нас выводились.

Кроме животных и птиц в кабинете природы много растений — фикус, пальма, лилия, орхидея, фиалки, герань, плодоносящий перец, китайская роза.

— На примере кактуса мы показываем, как растение может приспосабливаться к разным природным условиям, — продолжает воспитатель-эколог. — Также есть алоэ, цикламен, каланхоэ. Детям интересно наблюдать растения и поливать их.

«Деревенский дворик» и настоящий огород

Общение с природой продолжается и в так называемом деревенском дворике. Летом каждый день с раннего утра сюда выносят клетки с животными. Во дворике есть скамейка, стилизованный колодец с «журавлем», мельница и гнездо аистов. Дети всегда с большим удовольствием приходят сюда, чтобы понаблюдать за животными, а потом рисуют своих любимцев или лепят их из пластилина на занятиях по ИЗО.

В детском саду есть и настоящий огород. На грядках растут лук, редис, петрушка, укроп, горох, морковь. Растут здесь и огурцы, и помидоры, и капуста. Дальше идут посадки картофеля, кабачков, баклажанов, тыквы. Есть здесь и «душистая аллея». Мята, мелисса, крапива дружно распространяют свои ароматы.

Дети видят, как появляются всходы травянистых растений, как приживаются кустики рассады. Они с удовольствием поливают грядки. А когда появятся плоды — это будет особая радость.

— Нам интересно ходить на наш огород поливать овощи, а потом их рвать. У себя в саду мы тоже выращиваем овощи, поэтому сравниваем, у кого быстрее они вырастают, — рассказывают Ростик Марков, Катя Чебуркова и Миша Хвалько.

Ребята должны знать и о том, что есть растения, которых необходимо опасаться. Стенды на территории детского сада рассказывают о них.

На клумбах, которых много на территории детского сада, цветы самые разные. Они создают радостное настроение не только детям, их родителям и работникам детского учреждения, а и всем тем, кто проходит мимо этого веселого детского царства.

От первого знакомства до каверзных вопросов

Интерес к живой природе в детях пробуждают постепенно.

— Самые маленькие дети просто приходят посмотреть на животных, — говорит Марина Чекушкина. — Мы объясняем, что здесь надо соблюдать тишину. Но у малышей это сразу не получается, при виде животных они начинают визжать от восторга. Потом начинают понимать и сдерживать себя. В младшем возрасте ребятки знакомятся с кроликами. Для них это животное сродни кошке. Оно такое же мягкое и пушистое. Детей постарше привлекают птицы, рыбы и водные черепахи. Черепашки интересны тем, что они прячутся, а потом опять появляются из своего панциря. А еще у нас бывают лягушки и улитки. Когда рассказываю старшим детям про черепаху, то сравниваю ее панцирь с человеческим скелетом и объясняю, что это кость, которая срослась в один каркас. Важно, что дети могут потрогать животных, могут покормить их, постоянно наблюдать за ними.

— Мне нравится наблюдать за попугаями, — говорит воспитанник садика Назар Суслов. — Они разноцветные и перелетают с ветки на ветку. Особенно интересно, когда из маленького яйца появляется птенец, а потом он становится большой птицей. Я попросил маму купить мне попугая, и теперь у нас дома живет такой питомец.

Двум подружкам Вере Замотиной и Лизе Удаловой очень нравятся морские свинки. Девочки каждый раз приносят им что-нибудь вкусненькое.

— Когда мама варит суп, я всегда прошу ее оставить морковку или капустную кочерыжку, — говорит Вера.

—У каждой из наших свинок есть имя, — рассказывает Лиза. — Верину свинку зовут Маша, а мою — Уголек, потому что она вся черная. Нам интересно за ними наблюдать.

Особо заинтересованные дошколята ходят в кружок «Лесная полянка». В кружке им более подробно рассказывают о животных и растениях, устраивают викторины и игры на закрепление знаний, учат ухаживать за комнатными растениями и питомцами.

— На занятиях рассказываем детям, кому нужны деревья, как человек заботится об исчезающих животных, кто такие браконьеры, каковы правила поведения в природе, — продолжает воспитатель-эколог. — Ежегодно в детском саду проводятся выставки работ совместного творчества детей и их родителей «Чудо-овощи», «Чудеса в решете». Это поделки из овощей, фруктов и природных материалов. Тут можно увидеть и кареты из тыкв, и крокодилов из моркови, и бегемотов из кабачков. А еще каждую осень мы проводим экологический праздник «Осенняя ярмарка». В играх и викторинах дети учатся правильно определять овощи по цвету, форме и вкусу. Им рассказывают, как используют овощи. Дети помогают готовить различные салаты из овощей.

Затем наступает черед опытов и экспериментов.

— Проводим эксперименты с водой, землей, песком, — говорит Марина Чекушкина. — Показываем ребятам, каких разных видов бывает бумага, ткани, металлы, рассказываем, из чего делается пластмасса, показываем зерна разного вида, разного вида перья птиц. Дети любят смотреть различные действия. Например, как ржаные зерна можно измельчить в крупу, а затем и в муку. Детям все интересно — и строение мыла, и строение песка. Им интересно, как песок взаимодействует с водой, что происходит, когда на него действует поток воздуха. Дети сравнивают свойства сухого песка и мокрого, с интересом наблюдают опыты и со светом, и со звуком. А еще в детском саду есть микроскоп, и ребята на занятиях с интересом рассматривают строение самых разных веществ. В результате у детей расширяется кругозор и повышается общее развитие. Опыты заставляют ребят задумываться над тем, что они видят вокруг.

И, естественно, малыши задают самые неожиданные вопросы:

— Почему листья на разных деревьях все зеленые, а лепестки у цветов разного цвета — и красные, и желтые, и розовые, и синие, и фиолетовые?

— Почему комары кусаются, а бабочки и стрекозы — нет?

— Почему птицы щебечут, а черепахи молчат?

Любовь к домашним питомцам и всему миру

В результате уже в 5–6 лет малыши начинают любить природу — животных, растения, леса, речки, понимать, как здорово, что у нас все это есть.

У Вики Бутусовой дома два питомца. Она рассказывает о них с удовольствием и любовью. Каждый день ее возвращения из детского сада дожидается пес породы шарпей по кличке Сэм. Вике подарили щенка, так похожего на мягкую игрушку, когда ей было четыре года. Теперь это ее верный друг и защитник.

— А еще у нас есть черепаха Маша, — рассказывает Вика. — Она очень самостоятельная — ползает по всей квартире и совсем не боится Сэма. Маша прячется в свой панцирь, когда Сэм пытается с ней пообщаться. Сэм понюхает ее, посмотрит и отойдет, тогда Маша продолжает свой путь.

— Если дома есть домашнее животное, то приобщение ребенка к уходу за ним тоже будет способствовать развитию у него любви к животным и окружающему миру, — убеждена воспитатель-эколог Марина Чекушкина.

Марина Алексеевна рассказала, что 5 июня — Всемирный день защиты окружающей природы. В этот день экологические уроки стали традиционными для их детского сада. Тематика таких уроков разнообразна, хотя объединена всегда общей темой: как важно беречь природу, все ее компоненты: воду, землю, богатства земли. Например, на экологическом уроке «Взаимодействие человека с природой: значение воды» дети с интересом слушают рассказ Нептуна о животных, обитающих в морской пучине, отгадывают загадки. Им все интересно — почему наша планета выглядит из космоса голубой, как происходит круговорот воды в природе, какие океаны, моря, озера и реки есть на нашей планете. Детям рассказывают о важности и ценности воды, которая нужна всем живым существам, и как важно беречь воду.

Ребята всегда с большим интересом смотрят, как с помощью марли, бумажных салфеток, песка и воронки можно очистить грязную воду. Они узнают, что такое фильтр, что существуют очистительные сооружения, и что перед тем, как вода попадает к нам в дома, она очищается именно на таких сооружениях. А самое главное, что начинают понимать дети, — это то, что хотя воды вокруг очень много, нужно охранять чистоту водоемов и беречь природу.

— В младшем возрасте у детей очень сильно развито воображение, — объясняет Марина Чекушкина. — Многие родители просто об этом забывают, хотя донести до ребенка что-то очень важное можно через игру, рассказ или сказку. Именно через игры, знакомство с домашними животными, рассказы и сказки можно воспитать в ребенке чувство красоты природы, привить понимание необходимости ее сохранения.

Анна Родина
Фото Алексея Манянина

  • 041 (986) 03.06.2015

Свежий номер

Свежий номер

064 (1228) 16.08.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru