День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Мечты архитектора

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/iz-zhizni/mechty-arkhitektora#sigProGalleriabfa8e2c5a8
joomlamodniyportal.ru

Вдохновляют ли вас люди, для которых профессия — это не просто часть жизни, а сама жизнь, которые мечтают, творят и реализуют самые смелые замыслы, делая жизнь других людей лучше? Если да, тогда знакомство с московским архитектором Наринэ Тютчевой будет для вас интересным. «Жизнь прекрасна, если в ней есть место мечте, — считает она. — Архитектору подвластно не только мечтать, но и воплощать эти мечты в жизнь, причем не только для себя, а в первую очередь для других».

В декабре московская гостья побывала в Нижнем Новгороде. В галерее Сергея Туманина она прочитала «Лекцию по вдохновению», познакомив нижегородцев с работами архитектурного бюро «Рождественка», руководителем и создателем которого она является.

В поисках компромисса

Все проекты, о которых говорила Наринэ, отношения к Нижнему Новгороду не имеют, они сделаны для Москвы. Но сам подход к сохранению исторического наследия, поиск нетривиальных предложений для решения привычных проблем и компромиссов с заказчиками проектов, безусловно, заслуживает и уважения, и внимания читателей.

Правы те, кто считает, что одна из сложностей работы современного архитектора состоит в том, чтобы найти компромисс между желаниями заказчика, который далеко не всегда обладает художественным вкусом, и принципами архитектора. А иногда к этому клубку противоречий примешивается некая третья сила, желания которой не учитывать нельзя.

В начале 2000-х бюро «Рождественка» взялось за реставрацию палат Брюса. Этот объект конца XVII — начала XVIII века расположен на углу Брюсова переулка и Большой Никитской, то есть в самом центре Москвы. Это была настоящая авантюра, и вот почему.

— По контракту с городом главное здание подлежало реставрации, а флигель — сносу как постройка советского времени, а на его месте предполагалось возведение бизнес-центра, — рассказывает Наринэ Тютчева. — Когда мы вошли во флигель и увидели своды, стало ясно, что первый этаж точно относится как минимум к XVIII веку. Я не хотела участвовать в сносе ценного объекта, но понимала, что завтра придет кто-то более сговорчивый и сделает это. Около полугода я уговаривала заказчика сохранить это ветхое строение, заменив надстройку. С другой стороны, я уговаривала экспертов взамен на то, что мы внесем этот объект в список объектов культурного наследия, разрешить сделать новую надстройку. Это было полное безумие, но я была абсолютно честна с обеими сторонами, и они поддались на уговоры.

Угодили даже мэру

Надстройку решили сделать наклонной из стекла, чтобы новодел был малозаметен с улицы и не портил вид здания. А когда каркас был смонтирован и недешевые материалы для него закуплены, Наринэ вызвал главный архитектор Москвы. Он сообщил, что стекло с флигеля придется убрать, потому что Юрий Михайлович (экс-мэр Москвы Лужков. — Прим. автора) часто ездит по Никитской и дом ему не понравится, так как стекло он не любит.

— В этот момент я чуть не поседела, — признается Наринэ. — Потому что готовая к тому времени конструкция стоила бешеных денег и заказчик изменения проекта на том этапе просто не выдержал бы. Нужно было что-то придумать. В результате мы придумали такой ход — покрасили стекло так, чтобы снаружи оно выглядело как металл, а изнутри оставалось прозрачным.

Наринэ уточнила, что этот пример не годится для подражания, да и современное законодательство не допустит надстройки памятника. Но архитектору стоит отстаивать важные для него позиции, иногда поступаясь малым ради сохранения чего-то очень важного.

По реке… на колесах

Вообще находить нетривиальные решения — это почерк АБ «Рождественка». Наринэ Тютчева поделилась с нижегородцами и самым инновационным проектом бюро.

— Мы стали участниками конкурса по развитию прибрежных зон Москвы-реки, но не в смысле застройки, а в смысле транспортной доступности этих территорий, — рассказала руководитель АБ «Рождественка». — Эти площади долго имели статус закрытых промышленных зон, общественный транспорт сюда не ходил, поэтому сегодня они малодоступны для москвичей. Застроить их просто, а вот привлечь сюда жителей без развития транспорта практически невозможно.

Автобусы, троллейбусы и маршрутки не подходили из-за напряженной транспортной ситуации в столице. Строить метро вдоль воды мегазатратно из-за гидрологии. Трамвай? Обычный не обладает нужной скоростью, а высокоскоростному нужна широкая «выделенка». Речной транспорт тоже не подходил из-за его сезонности.

— Мы задумались: а чем, собственно, для города является Москва-река? — продолжает Наринеэ. — Водные артерии всегда являлись поводом для возникновения поселений, это колыбель нынешних городов, они играли транспортную, коммуникационную и другие важные роли. Сегодня же Москва-река — это зона рекреации. Или не только?

И архитекторы нашли изящное и амбициозное решение — водный трамвай, который пойдет по эстакаде, построенной прямо над водой вдоль берега. Этот вид транспорта экологичен, он может развивать скорость до 80 км/ч, оставаясь бесшумным. На берегах Москвы-реки много спусков к воде — это готовые платформы для водного трамвая. Эти остановки создадут новые пересадочные узлы и разгрузят несколько веток метрополитена.

У проекта есть будущее

В 2015 году этот проект побывал на выставке в Милане, где вызвал огромный интерес у ведущих производителей трамваев. И реализация проекта наверняка бы уже началась где-нибудь в Европе или Саудовской Аравии, если бы не одно «но». Москва, наверное, единственная столица, где возможна реализация этого проекта.

По генплану 1935 года Москва должна была превратиться в порт пяти морей, поэтому была создана серьезная система, связующая реку с морями. Ее частью стали 56 шлюзов, призванных поднять ее уровень до уровня других рек, впадающих в моря. Система оказалась неэффективной и почти не использовалась, но благодаря этим шлюзам Москва-река стала фактически искусственным водоемом с регулируемым уровнем воды.

Еще один неоспоримый плюс этого проекта в том, что создание линии водного трамвая в 2,5 раза дешевле прокладки метро при таком же пассажиропотоке. А окупаемость проекта — всего 3,5 года.

Недавно этим проектом заинтересовались власти Москвы. Так что, возможно, скоро в Москве появится новый, исключительно московский вид транспорта.

Елена Шаповалова
Проекты и фото с сайта www.rdnk.ru

  • 001 (1165) 11.01.2017

Свежий номер

Свежий номер

074 (1238) 20.09.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru