День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Всему свое время

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно он учится произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно излагать свои мысли. Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее усвоения.

1 год

Первый год жизни малыша является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года ребенок произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. Первые слова малыша чаще всего обозначают близких людей («мама», «папа», «дядя» и т. п.). Кроме того, он уже способен к звукоподражанию («ава», «мява» или «му-у»). Вместо целого слова, слишком длинного и трудного, ребенок может произносить лишь его ударный слог (например, «пу» вместо «пуговица»). Одному ребенку могут больше нравиться существительные, другому глаголы; в первом случае больше внимания уделяется предметам, людям или животным, а во втором малыша больше интересуют действия. При этом одни дети начинают говорить в восемь-девять месяцев, другие – в год, а некоторые и позже.

До полутора лет фразовая речь у ребенка отсутствует. Вместо этого дети используют так называемое слово-предложение, которое может иметь разное значение в зависимости от ситуации.

2 года

На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30–40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту –1200–1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос «Что это?». Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

В речи малыша появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

3 года

Целый день, почти не умолкая, звенит голосок малыша, он спрашивает, рассказывает, сообщает, оценивает поступки, рассуждает. Он разговаривает не только с окружающими, но и сам с собой, обозначая словами свои действия, намерения («Сейчас куколку положу спать», «Дом нарисую»). Говорит он и с игрушками — куклой, мишкой, зайкой. Часто он устраивает своеобразную игру: повторяет много раз одни и те же часто бессмысленные слова, произносит их на разные голоса, придает им одинаковые окончания, например: «Ванька-банька-нянька», «тетелька-коптелька», «каляка-маляка-козяка».

Малыш настолько уже владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал (даже если это делалось или говорилось совсем не для него). Ребенок более свободно говорит с незнакомыми людьми и легко объясняется со сверстниками. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

День ото дня речь ребенка становится все более выразительной, ярко отражающей различные чувства, переживания ребенка. После двух лет произношение у него уже более правильное, чем раньше, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых.

Главным средством развития речи ребенка 2–3 лет, как и более младшего, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Родителям нужно побеспокоиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. То есть необходимо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

Родителям нужно быть очень осторожными и не развивать болтливости у ребенка, что, к сожалению, часто наблюдается в семьях. Необходимо стремиться к пониманию ребенком того, о чем с ним говорят, и того, что он сам говорит, а не к развитию у ребенка лишь механического воспроизведения слышанного.

Лучше меньше, да лучше

Очень многие родители читают своим детям непонятные им по смыслу стихи, сказки и ведут разговоры с малышами о том, чего они еще не могут осознать. Родителей умиляет, когда их ребенок пересказывает басни Крылова или точно, в должном месте, переворачивает страницы книги. А между тем в этом нет ничего полезного для умственного и речевого развития ребенка. Он лишь механически, как эхо, иногда с большим трудом выговаривая, повторяет незнакомые слова, совершенно не понимая их смысла. Желательно, чтобы стихотворение закрепляло непосредственные впечатления ребенка. Например, он видит за окном дождь, хорошо именно в это время рассказать ему стишок про дождь. Конечно, это не значит, что про дождь нельзя рассказать ребенку в другое время или в другой форме.

Хотя специальных стихов для малышей не так много, но маленький ребенок и не нуждается в большом их количестве. Он с удовольствием повторяет по многу раз один и тот же стишок. И не нужно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

С ребенком 2–3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Дети очень любят слушать рассказы взрослых. При этом у ребенка развивается не только речь, но и внимание, память. Если правильно подобрать рассказ и выразительно прочитать его, то у ребенка легко вызвать осуждение какого-нибудь плохого поступка, сочувствие обиженному, желание подражать хорошему примеру. Веселый рассказ вызовет смех, радость у ребенка, что очень полезно для малыша.

Разговаривайте спокойно и внятно

Дети учатся от взрослых не только словам, но и речевым оборотам, подражают даже их манере говорить. Поэтому нельзя разговаривать с детьми слишком громким голосом, так как иначе они тоже будут всегда кричать. Надо научить их выражать свои просьбы, желания спокойным тоном. Недопустимо употреблять в присутствии ребенка те слова, которые мы не хотели бы слышать из его уст.

Некоторым родителям нравится неправильная речь их детей, и они сами стараются говорить с ними ломаным, «детским» языком. Иногда взрослые считают, что такой язык детям понятнее. Но это только задерживает освоение детьми правильного произношения. Если ребенка учат говорить правильно, то к концу третьего года жизни он говорит довольно чисто, не произнося лишь некоторые звуки. Но если трехлетний ребенок все еще говорит невнятно, очень тихо и многие звуки произносит неправильно, необходимо обратиться к специалисту – логопеду.

Н. Сатирская, логопед-дефектолог
Фото из интернета

  • 052 (1216) 05.07.2017

Свежий номер

Свежий номер

058 (1222) 26.07.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru