День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Маленький зубастик: как отучить ребенка кусаться?

Грудные дети, пробуя все на зубок, часто кусаются. Так они удовлетворяют свое природное любопытство или выражают восторг. Одни кусаются меньше, другие больше, а некоторые, попробовав укусить свою маму однажды и увидев ее реакцию, оставляют навсегда это занятие. Другие же, по разным причинам так и не поняв меру дозволенного, продолжают кусаться и в 2–3 года, а иногда и в 4–5 лет. Как же убедить маленького кусаку не кусаться?

Ищем причину

Причин подобного недопустимого поведения может быть несколько.

1. Иногда, ребенок покусывает, чтобы ослабить боли в деснах, когда у него режутся молочные зубы.

2. Часто дети кусаются, выражая тем самым свое острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию.

Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций. Если ребенок ни с того ни с сего кусает кого-то из детей во время активной игры либо в детском саду, возможно, он просто очень устал. Однако это предположение справедливо только в тех случаях, если укус для ребенка является чем-то из ряда вон выходящим, а не обычным делом.

3. У детей старше двух лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной чувствительностью кожного покрова в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи. Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребенка. Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребенка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит. Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т. е. пищу, которую необходимо прожевывать.

Еще рекомендуется учить ребенка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

4. Дети учатся на примерах, в первую очередь родителей. Если в семье грубо обращаются друг с другом, детей физически наказывают, то велика вероятность того, что малыш усвоит подобные способы поведения. Проанализируйте свои взаимоотношения с родными, близкими и вашим ребенком, может быть, его поведение – это зеркальное отражение того, что происходит в семье.

5. Агрессия может быть реакцией на недостаток внимания. Потребность во внимании, доброжелательном отношении и поддержке – главная потребность маленьких детей. Если вы замечаете ребенка преимущественно тогда, когда он делает что-то негативное, то он будет проказничать, чтобы привлечь ваше внимание. В этом случае вы должны чаще общаться с малышом, поощряя его, когда он ведет себя хорошо по отношению к взрослым и другим детям.

6. Желание укусить могут вызывать постоянные запреты, которые тормозят любознательность и природную активность малыша, его стремление к свободе и самостоятельности. Никогда не мешайте ребенку выполнять что-либо самостоятельно.

Как быть?

Подобное поведение следует пресекать сразу. Не стоит надеяться, что положительный результат будет достигнут сразу, особенно если долгое время вы не давали малышу понять, что подобное поведение недопустимо. Главным помощником в этой нелегкой задаче должна стать последовательность.

  • Если это грудной ребенок и он попытается вас укусить в момент кормления, обязательно дайте ему понять, что вам это не нравится. Если ребенок попробует укусить еще раз, заберите у него грудь – он должен четко усвоить, что, кусаясь, он лишается не только молока, но и маминой груди.
  • Если ребенок напряжен или раздражен, то снять напряженность поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.

Имейте в виду, что гнев – это абсолютно естественная эмоция, имеющая такое же право на существование, как обида, радость и прочие. Даже взрослые и умеющие контролировать свои эмоции люди частенько испытывают гнев. Но взрослые в отличие от малыша знают, каким образом его можно выплеснуть, чтобы не причинять вреда окружающим вас людям.

Так почему бы не научить этому вашего малыша? Покажите крохе, как можно стучать ладошками по диванной подушке, рвать ненужные бумажки на мелкие куски, в конце концов громко кричать. Разумеется, крик является не самым лучшим выходом из ситуации, но именно с помощью крика маленькому ребенку проще всего избавиться от переполняющих его эмоций, кстати говоря, как положительных, так и отрицательных. Согласитесь, что крик в разы более предпочтителен, чем болезненные укусы.

Полное же подавление негативных эмоций у крохи недопустимо, потому что может привести к развитию различных невротических реакций. В итоге подобный мнимый контроль над гневом может обернуться длительным лечением у детского психолога и невролога.

  • Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребенок пускает в вход свое оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
  • Помочь ребенку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.

Например, каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребенку с определенной и ясно видимой целью укусить, нужно, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что «кусаться нельзя!». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребенком, особенно если все окружающие будут реагировать подобным же образом.

Если укуса не удалось избежать, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам, по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что «никогда нельзя кусать людей». Предложите ему замену: резиновую игрушку, кольцо, подушку, которые можно укусить. Объясните, что игрушке не больно, а другому ребенку больно, он плачет. Спросите, почему укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог».

Таким образом, взрослый может помочь ребенку понять, как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата.

  • Изолируйте на время кусающегося ребенка от остальных детей, пусть посидит один и подумает, как это плохо. Одиночество помогает малышу понять, что, несмотря на трудности общения с детьми, на самом деле он общаться хочет и, когда его изолируют от других, ему очень грустно.
  • Не нужно часто напоминать малышу, что он поступил не хорошо, так как он может стать еще более раздражительным и начать поступать назло. Старайтесь хвалить ребенка за хорошие поступки, доброжелательное поведение по отношению к окружающим, в повседневной жизни проявляйте больше внимания к нему и чаще дарите ему свою ласку.

Екатерина Никитина, детский психолог

  • 027 (1191) 12.04.2017

Свежий номер

Свежий номер

085 (1249) 18.10.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru