Организации уходят в тень
По словам заместителя начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Натальи Шумиловой, количество нарушений в рекламе финансовых услуг за последнее время сильно выросло. Это связано с тем, что требования к финансовым организациям ужесточаются. И те компании, которые не могут соответствовать новому законодательству, уходят в тень.
– Организации, которые должны уйти с рынка, переходят в неофициальную часть и работают под видом обществ с ограниченной ответственностью (ООО), индивидуальных предпринимателей, – говорит Наталья Шумилова. – Они ведут финансовую деятельность. Сотрудники прокуратуры выявляют факты, когда под видом магазинов ювелирных изделий предлагаются услуги ломбарда, займы выдаются под определенный процент. Такая деятельность является незаконной, а реклама – ненадлежащей.
Также, по ее словам, есть примеры, когда под ломбарды завуалированы комиссионные магазины. Дело в том, что ломбард, если он работает легально, подотчетен Центробанку России и должен соблюдать имеющееся законодательство. Комиссионный магазин, выдавший кредит, под закон «О ломбардах» не подпадает.
– Мы занимаемся пресечением ненадлежащей рекламы комиссионных магазинов, которые не являются ломбардами, но размещают рекламу займов. Сейчас рассматриваются дела в отношении нескольких предпринимателей. Отдельно хочется отметить деятельность комиссионных магазинов «Победа», которые работают как ломбарды и рекламируют займы потребителям, – отмечает сотрудница Нижегородского УФАС.
На свой страх и риск
По ее словам, взятый в таких «ломбардах» заем все равно придется выплачивать, хоть и выдан он незаконно. Правда, законность или незаконность займа в случае, если организация в одностороннем порядке поменяет условия, придется доказывать в суде. Бороться за свои права также придется самостоятельно: «черные» кредиторы не подпадают под требования, которые предъявляются к легальным финансовым организациям.
– Ни одна подобная компания, в которую мы отправляли запрос, не смогла показать, из чего у нее складываются проценты по займу, – заметила выступающая. – Они рекламируют одно, а делают другое. И надо быть очень внимательными, когда заключаете с ними договор. Если они завтра захотят изменить условия, помешать им не сможет никто.
Это же касается размещенных на столбах объявлений. В них часто предлагают выдать заем быстро и без документов. О последствиях обращения к таким кредиторам говорить сложно, считает эксперт.
– Если нет наименования организации, надо задуматься, почему, – советует Наталья Шумилова. – Ведь жаловаться в случае чего будет не на кого.
Также эксперт рассказала, что их ведомство сталкивается с такими случаями, когда на автохлам, стоящий во дворе, устанавливают рекламный баннер известной страховой компании, которая предлагает услуги ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности). А когда люди обращаются по указанным телефонам и адресам, то попадают в неизвестное никому ООО, зарегистрированное на физическое лицо. Компания собирает деньги и исчезает, а телефон перестает работать.
– Мы начинаем разбираться – номера принадлежат физическим лицам, найти их невозможно. В результате дела закрывают, – объяснила сотрудница Нижегородского УФАС.
По ее мнению, нельзя звонить по таким объявлениям. Люди попадают в ловушку: заключая договор, рассчитывают на одно, а получают другое.
Торги с нарушением
Рассказали сотрудники ведомства и о способах применения недобросовестных практик при заключении контрактов с госорганами. Известно, чтобы отремонтировать или построить школу или детский сад, благоустроить территорию, закупить технику или продукты, государственным или муниципальным учреждениям приходится проводить конкурсы. Участие в них принимают несколько компаний. А побеждает та, которая предложит наименьшую цену.
Но компании сговариваются, чтобы не допустить сильного снижения стоимости контракта. Например, заявляются на конкурс, но не делают предложений о цене своих услуг. В итоге организация, которая чуть «уронит» предложенную органами власти цену, станет победителем. Другим подходом к процедуре является снятие добросовестных участников с торгов. А компания, которая снижает цену, отказывается заключать договор. В результате вся сумма достается оставшемуся участнику.
– Доказать недобросовестные практики сложно, – отмечает заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Светлана Кирьякова. – Прямых доказательств мало.
Поэтому, по ее мнению, так важно взаимодействие контролирующего ведомства как с правоохранительными органами, так и общественностью.
Реклама с двойным дном
Недостоверная реклама связана не только с финансами. Ее много и в других сферах жизни. Мама одной моей знакомой 9 мая решила съездить на кладбище к родственникам. Пришлось вызвать такси, так как у пожилой женщины больные ноги. Однако оператор таксопарка даже не подумала предупредить, что в честь праздника они подняли тарифы за проезд. Взлетела итоговая сумма. В результате у пенсионерки чуть не случился инфаркт, когда она узнала, сколько денег должна заплатить за поездку.
– Мы же смотрели вашу рекламу, там стояло 20 рублей за километр, а не 70, как вы сейчас называете, – лепетала она в испуге. На что ей ответили в таксопарке, что это всего лишь реклама, а она сильно отличается от реальности.
– В таких случаях нужно обращаться в УФАС, – говорит Наталья Шумилова. – Для этого предоставить образец рекламного объявления и чек, где зафиксирована сумма поездки.
По ее словам, под нарушения подпадают любые невыполненные рекламные обещания. К примеру, если вам пообещали в подарок пищу, но не дали ее – это обман и недостоверная реклама.
– С точки зрения рекламы к нам могут обращаться и жители, и юридические лица, и органы власти. Мы будем оценивать ее законность и содержание, – заметила эксперт.
Она уточнила, что не вся информация, размещенная на сайте компании, является рекламной. Если баннер переходит от «страницы» к «странице», то это будет являться рекламой на сто процентов.
Дарья Светланова
Фото из интернета