День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Я не трус … но я боюсь

Страх — это нормальное чувство, свойственное каждому человеку. Он сигнализирует нам об опасности, так как является обязательной составляющей инстинкта самосохранения. Но страхи детей зачастую удивительны и непонятны для взрослых прежде всего из-за своей непоследовательности.

Если рассматривать начало жизни малыша, можно выделить самые распространенные типы страхов.

Первый год жизни

Страх удаления от мамы, боязнь новых людей и окружающего мира.

От года до трех лет

Боязнь остаться одному, страх темноты (он может сохраняться в течение очень долго периода), боязнь ночи.

С трех до пяти лет

Страх нахождения в замкнутых пространствах, боязнь одиночества, страх перед сказочными, вымышленными персонажами (дети представляют их в настоящем времени, как реально существующими в нашем мире) и снова страх темноты и ночи. Кстати, такие страхи могут сказываться и на развитии речи у детей.

С пяти до семи лет

Боязнь страшных снов, боязнь наказания, боязнь животных, страх потерять родителей, страх умереть, боязнь опоздать, страх перед различными болезнями, мнительность.

Причины, по которым возникают детские страхи:

  • перенесенная ребенком психотравмирующая ситуация и боязнь ее повторения (укус собаки, например);
  • излишне частое напоминание ребенку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
  • сопровождение любых самостоятельных действий ребенка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
  • частые запреты;
  • разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
  • конфликты в семье, особенно если источником невольно является сам ребенок;
  • разногласия со сверстниками, неприятие ими ребенка;
  • осознанное запугивание ребенка со стороны родителей сказочными персонажами (Баба-яга, леший, водяной), чтобы добиться послушания.

Прежде всего родителям следует запомнить, чего нельзя делать ни в коем случае.

  • Наказывать ребенка за его страхи.
  • Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
  • Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
  • Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Как бороться?

Прежде всего самим не стоит бояться того, что вы не справитесь с этой проблемой. Главное — не оставлять ребенка наедине со своими страхами. Каждый страх индивидуален. Поэтому и подход к его устранению должен зависеть от личности ребенка. Попробуйте избавляться от страхов с помощью игры и смеха. Это два очень сильных инструмента по борьбе со страхом. Существует несколько способов минимизировать развитие страхов у вашего ребенка.

Рисуем и лепим

Попросите ребенка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Не отходите от него сейчас, а постарайтесь проследить, какие чувства его наполняют. Если малыш не хочет даже рисовать того, кого боится, то не стоит настаивать.

Ребенок все-таки нарисовал свой страх? Пора действовать. Позвольте ему разделаться с тем, что его пугает. Очень осторожно обсудите с ним то, насколько жалкое существо на бумаге он видит. Дайте волю его бесконечной фантазии. Пусть он пририсует страху какие-нибудь смешные ушки, рожки. Главное — не давить. Малыш должен сам решить, что делать дальше. Предложите ему порвать бумажку с изображением существа на мелкие-мелкие снежинки.

Подобным образом страх можно, например, слепить из пластилина, а после превратить в безвредную лепешку. Помните только о том, что вы не учите ребенка агрессивности, а избавляете от страха, поэтому сами старайтесь не увлекаться и делать все без ненужной жестокости. Спокойно, с подавлением негативных эмоций. Будьте рядом, и пусть ребенок почувствует, что защищен. При этом крайне важно дать ему понять, что он сам одолел страх.

Рассказываем сказки

Можно сочинить сказку, но не обычную, а такую, которая лечит страх. Для этого можно почитать специальную литературу, например по сказкотерапии, и даже использовать готовые истории, намеренно предназначенные для лечения страха.

Суть такой методики проста. Вы рассказываете своему ребенку такую сказку, в которой главный герой (например, зайчишка-трусишка, мышка) боится всего на свете. Сделайте этого персонажа как можно более смешным. Пусть он попадает в самые нелепые истории. Бояться герой должен самых нестрашных вещей, например собственной тени, листочка, упавшего с дерева, дуновение ветерка. Главное — добиться такого эффекта, чтобы малыш неосознанно начал все больше и больше уподоблять себя герою сказки. Наберитесь терпения. Единственной сказкой делу не поможешь. Постепенно изменяйте сюжет, оставляя героя прежним. Продолжайте рассказывать сказку каждый день. Только главное: пусть герой ее понемногу осознает свою трусость и на глазах у вашего ребенка становится смелее. Наконец, сведите вашего зайку (или кого-то еще, в зависимости уже от вашей фантазии и от страхов ребенка) с главным противником (можно действительно страшным, скажем волком), тем, кого он больше всего боится (помните: этот кто-то должен быть похож на страх вашего ребенка). Постарайтесь сделать вашу сказку такой, чтобы этот кульминационный момент ребенок воспринял эмоционально, чтоб история захватывала. Герой сказки должен непременно одолеть антигероя и, прежде всего, свой собственный страх.

Играем

Предметно — ролевые игры — это игры, позволяющие поставить ребенка в псевдострессовые ситуации в качестве правил веселой игры. Например, одна из самых популярных игр нашего детства — прятки. Мы никогда не задумывались о том, что простейшие правила пряток позволяют бороться с самыми популярными страхами, такими как боязнь остаться одному, боязнь замкнутых пространств, страхом темноты. Очень эффективно играть в прятки в полной темноте. Выбирается ведущий, у которого остается единственный светящийся прибор (например, карманный фонарик). Выключается свет, все прячутся и беззвучно сидят, ожидая, когда их найдет ведущий. Полезно, когда сам ребенок выступает в роли водящего — это помогает избавить его от нерешительности, почувствовать себя авторитетным. Самое главное, не впадайте в азарт и чаще поддавайтесь ребенку, он должен по результатам игры чувствовать себя уверенным, победителем.

Продолжение в следующем номере

Психолог Анастасия Шабанова
Фото из интернета

  • 005 (1169) 25.01.2017

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru