День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

В Нижнем создана уникальная система помощи детям с аутизмом

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/budte-zdorovy/v-nizhnem-sozdana-unikalnaya-sistema-pomoshchi-detyam-s-autizmom#sigProGalleria5d209f4a3d
joomlamodniyportal.ru

Порой у совершенно здоровых родителей рождается ребенок-аутист, который плохо говорит, а иногда не говорит совсем, не умеет общаться, а бывает, страдает немотивированными приступами агрессии. Причем некоторые из ребят имеют нежелательное поведение: кричат, визжат, могут кусать себя и близких и т. п. , и с ними нельзя никуда сходить: ни в магазин, ни к друзьям или родственникам. Врачи и педагоги в один голос твердят, что такие дети необучаемы, поэтому не принимают их ни в садик, ни в школу. Вот и сидят они в четырех стенах, еще более замыкаясь на себе. Очень часто они не умеют себя обслуживать, поэтому за них это делают родители.

Как отмечают специалисты, на планете количество людей с аутизмом только растет. Их столько же, сколько инвалидов по зрению, слуху, ДЦП, вместе взятых. Масштаб проблемы настолько велик, что позволяет говорить об аутизме как эпидемии. И надо сказать, что причины состояния неясны до сих пор.

Между тем специалисты, которые работают с детьми, имеющими аутизм, говорят, что дети могут не только вписаться в общество, но и стать квалифицированными специалистами. Многие из ребят с аутизмом могут самостоятельно жить и себя обслуживать.

Учимся готовить, стирать и убирать

С апреля 2014 года в Нижнем Новгороде действует своеобразная школа жизни для аутистов — это трехкомнатная квартира, где подростки и молодые люди с аутизмом живут самостоятельно без мам и пап, под присмотром педагогов. Ребята ходят в магазин, сами себе готовят, стирают, убираются в квартире.

Их режим дня расписан по минутам. В 8 часов — подъем, затем надо заправить кровать, позавтракать, вымыть посуду и спешить на занятия, которые ежедневно проводятся для таких детей в Центре лечебной педагогики при организации «Верас». Затем тренировки по боулингу, и снова в квартиру: надо идти в магазин, готовить обед и так далее. Свободное время у ребят, как правило, появляется вечером. Вот тогда они могут пообщаться между собой, посмотреть телевизор, поиграть на компьютере, послушать музыку, обсудить планы на завтрашний день и то, что успели или не успели сделать сегодня.

Несмотря на большое количество дел, ребятам здесь нравится. Например, Иван с удовольствием печет блины, Настя любит накрывать на стол, Сергей убирается по дому. Без дела не сидит никто.

Когда они появились в квартире, чтобы пожить самостоятельно, каждый из них составил для себя план. К примеру, Сергей хочет научиться самостоятельно готовить любимый салат с крабовыми палочками, а еще стирать. Большие планы и у других ребят, проживающих в квартире. Одни хотят без помощи воспитателей помыться, другие — понять, как пользоваться бытовой техникой.

Казалось бы, желания у ребят простые, в них нет ничего особенного. Однако нужно понимать, что эти дети никогда ничего не делали сами, они были полностью под опекой родителей, которые их выводили гулять, готовили им еду, подавали на стол, поэтому, когда ребята впервые пришли сюда, они ничего не умели, некоторые даже практически не говорили и считали, что им все подадут, — говорит социальный педагог Вера Михайловна Зубарева.

Она вспоминает, как однажды к ним приехали родители одной из девочек и попытались забрать у нее поднос с чайными чашками, считая, что она их уронит. А когда она ловко поставила чашки на стол, удивлялись, что она это умеет.

По всей квартире для ребят, которым, кстати, уже больше 18 лет, висят «напоминалки». Например, о том, что в этот бачок надо положить грязное белье, что в ванной комнате они умываются, а в кухне готовят. Для покупки продуктов существуют карточки с рисунками, их ребята могут показать в магазине, когда им нужно что-то купить, ведь говорят они не всегда понятно для окружающих. Кроме того, это помогает не забывать, что нужно купить, поэтому, когда воспитанник вместе с социальным педагогом идет за покупками, он составляет список из картинок с продуктами, и если продукт положен в корзину, то убирает картинку из списка.

Очередь на проживание

В настоящее время для того, чтобы пожить самостоятельно в квартире учебного сопровождаемого проживания, молодые люди с аутизмом стоят в очереди. По словам Веры Зубаревой, желание у ребят большое, главное, чтобы родители понимали, что их детям это необходимо. Ведь родители не вечны, и после их смерти аутисты должны самостоятельно жить и общаться друг с другом и окружающими людьми.

Председатель общественной организации «Верас» Людмила Веко говорит, что одной квартиры для учебного проживания уже не хватает. И в настоящее время они думают, как расширить данный проект.

— Сейчас мы разрабатываем новую программу, которая называется «Передышки», куда можно будет привести детей любого возраста. Она направлена на поддержку семьи, если родителям нужно уехать, лечь в больницу и так далее. Сейчас желающих много, и потребность не закрывается одной учебной квартирой, — рассказала Людмила Веко. — Пока у нас не хватает ресурсов. Сейчас данная программа в стадии проработки.

«Старая» программа учебного проживания действует уже пять лет, с 2010 года. Тогда на базе ОБОИД «Радуга»  была открыта двухкомнатная квартира, где могли жить один мальчик и одна девочка плюс социальный педагог. Теперь там находится служба социальной адаптации для  детей с особенностями развития, которых обучают преподаватели-специалисты «Вераса». Сами они специально учились взаимодействию с такими детьми.

На таких занятиях ребята с особенностями в развитии мастерят поделки из керамики, бисера и многого другого. И очень радуются, когда у них получаются красивые вещи. Затем устраивают благотворительные мастер-классы и выставки своих поделок, чтобы полученные средства вложить в новые проекты по социальному воспитанию и развитию детей. Например, обучению их боулингу, плаванию.

Кстати, те, кто этим давно занимается, не раз участвовал в олимпиаде для детей с задержкой психического развития и даже получал награды.

17 февраля Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» отметит 15-летний юбилей. И в преддверии празднования данного события организует V юбилейный благотворительный турнир по боулингу «Точно в цель!» для корпоративных команд, где будут участвовать и ребята с инвалидностью. Они так же, как и корпоративные участники турнира, получат подарки.

«Верас» приглашает к участию в юбилейном благотворительном боулинг-турнире корпоративные команды Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Пилотный проект для России

Как говорит Людмила Веко, в Нижнем Новгороде сложилась уникальная система помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Квартира существует для адаптации молодых людей, которым старше 18 лет. Со школьниками по индивидуально подобранным для ребят программам занимаются в шести коррекционных школах, которые располагаются в разных районах города.

— Надеемся, что с 2015 года удастся подключить к программе еще три школы, — говорит руководитель «Вераса».

Работает для детей с нарушениями развития и детский сад № 110 в Автозаводском районе. Предполагается, что таких по городу будет не меньше пяти-шести. Уже в сентябре планируется открыть центр ранней помощи детям на Цветочной улице в Приокском районе, где будут заниматься с маленькими детьми.

Сейчас запущена программа «Ранняя пташка», в рамках которой педагоги учат родителей правильно ухаживать за детьми, имеющими проблемы аутизма, учитывая их возраст, особенности и так далее. Они объяснят, как взаимодействовать с ребенком, покажут видео результатов грамотного общения.

— Педагоги для этого специально ездили в Москву и обучались. В течение года получается обучить восемь педагогов. Родители очень довольны, — говорит Людмила Веко.

Таким образом, у нас в городе будет построена целостная система помощи родителям, у которых дети имеют особенности в развитии. И такая ситуация уникальна для России.

— Например, в Санкт-Петербурге в проекте «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях» участвуют одна-две школы, в Москве также немного. В Перми одна школа, в Пскове по такой программе занимается центр лечебной педагогики. Однако в других городах, кроме Пскова, нет такой уникальной системы, когда педагоги работают с маленькими детьми до детского сада, в детском саду, в школе, а также помогают ребятам старше 18 лет. Это большой плюс для построения помощи детям с аутизмом, — рассказывает Людмила Веко.

Сейчас при поддержке Общественной палаты России «Верас» активно продвигает предложения по организации помощи таким детям. И шесть нижегородских школ стали инновационными площадками для Министерства образования России по апробации стандарта помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, нарушением речи, поведения, в том числе и детям с аутизмом.

— Сейчас важно, какой стандарт мы разработаем, так, мы надеемся, и будет по всей России. Важно, чтобы была составлена индивидуальная программа обучения для каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра, — говорит Людмила Веко.

Подготовила Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина

  • 009 (954) 11.02.2015

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru